Новая история старой территории
Так получилось, что около 20 лет он был вообще закрыт от глаз людских, и выросло целое поколение, которое еще совсем недавно вообще бы не смогло ответить на вопрос: «А где в Одессе Летний театр»?
Новая история Летнего началась в 2016 году, когда «вдруг» вспомнили, что есть в историческом центре Одессы удивительная территория, превратившаяся на тот момент в нечто… И это «нечто» тоже, как «вдруг» оказалось, находится в аренде. Долгосрочной. Аж на 49 лет.
Начались митинги. В 2017 году они заканчивались потасовками. Активисты тогда силой открыли ворота Летнего и вошли на территорию.
С тех времен так и пошло… Новая история Летнего — это постоянная борьба общественников-активистов против того, чтобы на территории Летнего театра появился новенький торговой комплекс, пусть даже с развлекательным центром. Новая история Летнего театра — это его постоянная уборка теми же общественниками, приведение в божеский вид и попытка создать пространство для всех одесситов. «Одесская жизнь» постоянно рассказывала и о многочисленных субботниках, и о новшествах, и даже фестивалях, которые проводились в Летнем. Равно как и о противостоянии, возникшем вокруг Летнего, которое закончилось (закончилось ли?) несколькими судебными заседаниями.
История новейшая: в двух вариантах
Между тем, новая история перешла в историю новейшую, то есть, день сегодняшний. Накануне нынешнего лета мы уже имели два вариантабудущего старого театра под открытым небом.
Если очень упрощенно, то это был так называемый «вариант Дмитрия Шпинарева», а именно: создание здесь концертной площадки с фудкортами. Второй вариант (представленный волонтерами-общественниками после проведения социологического исследования): Летний театр — это зона, свободная от коммерции, публичное пространство, зона отдыха.
Новейшая история Летнего — это накал страстей этой весной, когда по поводу судьбы Летнего в Одессу прибыли чиновники из Министерства культуры Украины, народные депутаты. И снова — противостояние, когда было, что называется, все: оскорбления, крики, выяснения, кто и в каком поколении одессит, вплоть до поливания фекалиями «неугодных» и «чужих».
Ну, и как результат: на фоне всего этого таки началось преображение по «первому варианту». Собственно, новейшая история Летнего стартовала в первый день лета, когда здесь официально открылся обновленный театр. Спешно так, как говорят в Одессе — «по-быренькому».
Что мы видим?!
Что же увидели одесситы? Реконструкцию. Нет, не всю, конечно, но все же… Летний сразу преобразился. Те же участки, до которых не успели дойти руки, были тщательно прикрыты. И получилось вот что: весь курортный сезон Летний театр активно концертировал, представлял, демонстрировал и что-то устраивал. При этом продолжали доводиться «до ума» те или иные участки.
Отличительная черта: практически все мероприятия, которые здесь проводились, были доступны для всех, плата не взималась, что вызвало большой восторг у одесситов.
— Ну сами посудите, у меня двое детей. А тут детский праздник на целый день. С детьми занимаются аниматоры, для них концерты устраивают, разные игры. И все это — бесплатно. Дети на каникулах, они в восторге, на свежем воздухе, — так признавалась мне по поводу «новейшей истории» Летнего одна одесская мамочка.
Другие одесситы, между тем, утверждали, что новая сцена «убогенькая», в обычные дни «здесь детские аттракционы малоинтересные, но за большую плату», и вообще «в проекте было одно, на деле — другое».
Депутат Одесского горсовета Ольга Квасницкая, те же общественники, между делом, выражали мнение, что благоустройство театра проводится в обход закона: чиновники и арендаторы, мол, сделали «картинку» для горожан. Более того, скорость благоустройства, по мнению «второй стороны», вызывает сомнение в его качестве.
А что в судах?
И что же? Ах, да, суды! В конце лета узнаем: Одесский окружной административный суд удовлетворил иск компании «Солинг», которая владеет зданиями Летнего театра, и признал его (Летний)… отдельным от Городского сада.
По этому поводу общественники-активисты сообщали: «Летний теперь не часть Городского сада, а территория по адресу Преображенская, 24 с действующим разрешением на строительство ТРЦ…». О будущем Летнего после вынесения решения суда они также сообщили: «Одним своим решением судья нас возвращает в 2017 год, когда разрешение на ТРЦ действует. Летний театр — это территория в центральном историческом ареале со статусом Р-3, в границах которой можно строить «административные здания, вспомогательные сооружения и инфраструктуру для отдыха».
Только факты
Между тем, мы и не заметили, как за одно лето мы получили совершенно обновленную территорию в центре Одессы. Летний театр продолжает радовать (кого-то — совсем наоборот) появлением новшеств на, в общем, не очень большом пространстве.
Скорость их появления просто поражает. Здесь, кроме того, о чем мы уже рассказывали, появились:
– небольшое кафе;
– пруд с мини-водопадом и рыбой. Тут же появилась табличка, призывающая не кормить рыб;
– сразу за кафе продолжается стройка. Узнали от рабочих, что здесь будет ресторан;
– рядом с арт-галереей, которая теперь украшена вылезающим из стены Кисой с очередным стулом, появился турцентр города;
– вот что еще поразило, так это новшества в туалете, обозначенном буквами «Мэ» и «Жо», о котором недавно рассказывала «Одесская жизнь». Рядом со «зданьицем удобств», где вывешен прейскурант с ценами от 5 до 7 гривен, появился новый планшет. Он вещает о том, что услуги теперь здесь предоставляются «в полном комплексе». В туалете даже появилась пеленальная, что и рекламируется. На планшете также оговорен этот самый «весь комплекс» уже за 20 грн;
– в Летнем постоянно увеличивается количество скамеек;
– изюминкой Летнего театра стали штучки в одесском стиле. Так, на стене появились музыкальные инструменты в «стиле ретро», которые якобы принадлежали великим музыкантам. На самом деле, эта стена «редкостей» — просто одесский прикол. Кстати, очень удачный.
…И да, суды по Летнему театру все еще продолжаются. В его новейшую историю явно будут вписаны новые страницы.
Фото автора