Почему же удивительным? Да потому, что встреча, по сути, открыла не только еще одну страничку жизни Леонида Утесова, кстати, очень любопытную, но и погрузила собравшихся в творческую жизнь Одессы бурного и неоднозначного периода 1914-1920 годов.
Для Утесова это были годы больших творческих поисков. Страна искала свой путь, Ледечка — свой.
В 1914 году Утесов знакомится с будущей женой Еленой Гольдиной. Елена тоже была актрисой, но сразу мудро поняла, что будет «в тени» рядом с супругом.Вероятно, распознала женским чутьем будущую звездность мужа, и приняла этот факт. В 1916-м у супругов родилась дочь…
— Часто приходится слышать: вся эстрада вышла из Одессы. Ну вот точно как и о том, что «вся контрабанда делается на Арнаутской». Это не совсем так, конечно. И все же в те годы наш город становится чуть ли «столицей куплетистов». «Днем в газете — вечером в куплете» — сказано не просто так. Куплеты и в самом деле исполнялись исключительно на злобу дня. Это вызывало восторг публики. Утесов вообще появлялся на сцене с газетой в руках. Зачитывал какую-либо новость, а их было много, — и тут же исполнял куплет на эту тему. Он так и мог бы остаться куплетистом. Но неугомонный характер, врожденный способности требовали чего-то большего, — рассказывает Александр Галяс.
А еще, оказывается, Утесов был прекрасным рассказчиком, даже получил как-то призовое место на соответствующем конкурсе. Кстати, чуть забегая вперед, важно отметить: позже, уже покинув Одессу, наш Ледечка так никогда и не стал «акать» по-московски, он, как, кстати, и Катаев, по-прежнему говорил с легкими «одесскими нотками».
События Первой мировой прошли для него достаточно спокойно. Зато было много встреч, повлиявших на Утесова. В Одессе после Февральской революции он знакомится с Котовским, этим «местным Робин Гудом», романтическим бандитом, как его считали в городе. Котовский был большим поклонником Утесова, а куплетист исполнял с газетой в руках под бурные аплодисменты: «Котовский появился — буржуй всполошился».
Звездная, звездная Одесса
1918-1919 годы стали поистине уникальными в культурной жизни Одессы. Многие известные артисты, поэты, писатели бежали именно сюда со всей империи. Здесь было гораздо спокойнее, чем в столицах, многие решили именно здесь «переждать нашествие большевиков». К тому же, в Одессе было относительно сытно. Бунин и Алексей Толстой, Вертинский… Они и многие известные творческие люди встречались в доме актера (теперешний Центр болгарской культуры).
— Это было время перехода эстрады на большую сцену. И Одесса становится настоящим культурным центром. А времена были удивительные! Вдумайтесь только: идете вы по Дерибасовской, а там можно встретить одновременно Бунина и Мишку Япончика, Александра Вертинского и многих, многих, многих… И Утесов, конечно, во всем этом вертится, тусуется, задумывается о будущем, — рассказывает Александр Галяс.
«В Одессе надо родиться и отсюда смыться»
Позже ситуация изменилась. Многие стали покидать страну.
— В 1920 году перед Утесовым тоже стоял вопрос, что делать дальше. И он принимает решение уехать. Но не за границу, а для начала в Питер. Позже его спрашивали, почему он все же остался в стране. Он улыбался, объяснял выбор «своей пролетарской сущностью». Но, по сути, он просто четко понял, что ему нечего делать ни в Берлине, ни в Париже. Почему он покинул Одессу? Раскрутиться здесь в качестве артиста было сложно. В столицах же в связи с массовым отъездом «звезд» ощущался настоящий артистический дефицит. Утесов очень вовремя почувствовал, что «ему — туда», ведь артисту, кроме таланта, еще остро необходимо везение. У Ледечки оно было: он сумел оказаться в нужное время в нужный час, — рассказал Александр Галяс.
Историк эстрады также ну очень «в тему» напомнил известное: «В Одессе надо родиться и отсюда смыться». Что ж, именно так звучал секрет творческого успеха для очень и очень многих… И Леонид Утесов не стал исключением из этого «правила».
Еще о марафоне в честь 125-летия Леонида Утесова читайте в материале “Одесской жизни”.
Фото автора и из открытых источников