Крепче за баранку держись, шофер: одесский дальнобойщик о сложностях профессии
31-08-2020, 17:00 |
В последнюю субботу августа в Украине отмечают День дальнобойщика. И зачастую водителям приходится встречать свой профессиональный праздник в пути. Профессия эта — одна из самых уважаемых и необходимых. Вместе с тем время от времени они блокируют трассы с требованием к правительству обратить внимание на их проблемы, а в феврале и вовсе грозились устроить всеукраинскую стачку. О своем нелегком труде, связанных с ним непростых ситуациях нашим читателям рассказал дальнобойщик Виктор Николаевич Касько.
Дальнобойщики — против перегрузов
В профессии Виктор Касько с 2004 года. Но настоящим дальнобойщиком считает себя с 2017-го — когда поехал в Алма-Ату, вернулся, а потом отправился в Мурманск: в один конец полторы недели, 4,5 тысячи километров.
Своей машины у Виктора нет — работает в частном предприятии. И не скрывает, что проблем у дальнобойщиков хватает. Одна из самых острых — перегрузы. Сегодня все фуры обязаны пройти габаритно-весовой контроль. Установлены комплексы для контроля веса на самых популярных маршрутах дальнобойщиков. А против тех, кто контроль проходить отказывается, работают спецподразделения Национальной полиции Украины.
— Я перегрузы давно не вожу. Вес в 22 тонны для меня чересчур большой. Но с другой стороны, водителей можно понять. Если шофер не возьмет лишний вес, у него не будет заработка. Но я против перегрузов — потому что разбиваем дорогу. А нам потом по ней же ездить. А если не будет дорог, значит, не будет у нас и работы, — полагает Виктор Касько.
О штрафах и хозяевах, не крутивших баранку
Понятно, весогабаритный контроль, чтобы защитить дороги, нужен. Правда, по версии перевозчиков, главное, чего хотят добиться надзорные органы, — пополнить казну за счет штрафов и попутно «спихнуть» всю вину за некачественные дороги на владельцев фур.
— Если застукали — штраф. А кто виноват? Во-первых, тот, кто загрузил, во-вторых, тот, кто везет. Составляется административный протокол: и на грузоотправителя, и на хозяина транспортного средства. А груз едет до конечной точки. И фура продолжает гробить дорогу, — рассказывает Виктор. — Со мной такое случилось только один раз. У меня и веса большого не было — ровно тот, который я должен был везти. К тому же я иду за границу — прохожу весы на заводе, по дороге, на границах, так что перегруза никак не может быть. А вот — нашли. Ну, 350 евро мне тогда насчитали. Хозяин уплатил этот штраф, но потом высчитал из моей зарплаты. Меня виноватым сделал. После этого я уволился. Хозяин, который не работал водителем, шофера никогда не поймет. Зато сейчас у меня стоит контроль веса на машине (датчик нагрузки на ось). Сам поставил. Меня грузят — я знаю, какая у меня на каждую ось нагрузка. Больше, чем положено, я не загружу, начинаю протестовать.
О пробках на КПП и новых технологиях
— На весовых пунктах у нас постоянно образовываются пробки, — возмущается Виктор. — Я езжу уже девять лет за границу, и ни на одних весах там пробок не видел. Дело в том, что там совсем иная система взвешивания.
За рубежом практически повсеместно установлены дорожные весы, которые могут взвешивать автомобили прямо на ходу, без участия инспектора — специальные рамки, установленные на дороге. Размещенные на них датчики автоматически считывают сразу несколько параметров. Номера машины фиксирует установленная рядом камера, что позволяет выписать штраф при выявлении нарушений. И если оно найдено, автоматически предупреждают пост автоинспекции.
— Там даже скорость снижать не надо — через рамку проехал, и уже транспортный инспектор на КПП видит, какая у тебя общая масса, высота и ширина машины, нагрузка на ось. И стоит обыкновенный светофор — едешь дальше себе на зеленый, — рассказывает шофер. — Нам бы такие рамки — сколько проблем было бы решено.
Проверки на дорогах
— А у нас? Сделали весовой контроль на КПП «Дачное» под Одессой. Сколько езжу — постоянно с инспекторами ругаюсь, — признается Виктор. — Даю ему документы, а он спрашивает: «Откуда едешь?» Так там же все написано: откуда, куда, что везу и сколько. И никто не представляется. Удостоверения показывают только, когда спрашиваешь: «С кем имею честь общаться? А то я сейчас пойду на Привоз, куплю форму, тоже буду фуры останавливать». Когда у нас еще старые инспекторы были, мы их тоже как бы не уважали. Но те хоть законы знали и просто так претензий не предъявляли. А эти… Украинские машины, правда, не трогают. Но я как-то из Минска шел в паре с белорусом — везли картошку на оптовый рынок. Говорю — давай, цепляйся сзади, я тебя проведу до Одессы. В Умани меня пропускают — его тормозят. Вопрос — зачем? Он что-то нарушил? Ты же не дорожная полиция — ты патрульный инспектор.
О температурных простоях и вообще ненавязчивом сервисе
Еще одно испытание для дальнобойщиков — температурный режим. При температуре +28°С и выше с 08:00 до 23:00 многотонным фурам движение по автомобильным дорогам общего пользования запрещено. При такой жаре асфальт раскаляется на солнце до +70°С. И большегрузы давят такую дорогу как пластилин. Потому переждать вынужденную остановку водители обязаны на специальных площадках. Правда, температурный режим не распространяется на машины со скоропортящимся грузом, горюче-смазочными материалами и опасными грузами, которые в результате транспортного происшествия нанесут вред здоровью, жизни людей и окружающей среде.
— Как-то меня в Любашевке остановили — на площадку становитесь. Документы даю — смотри, что я везу. Хочешь, чтоб остановился, с одной стороны от меня ставь скорую помощь, с другой — пожарку. Посмотрел документы — все, езжай, — вспоминает Виктор.
На специальных площадках, информирует дорожная инспекция, «предусмотрено наличие объектов придорожного сервиса».
— Площадок, собственно, нет, — разъясняет ситуацию водитель. — По нашей трассе Киев — Одесса сколько я езжу, не видел ни одной. Единственная трасса, где площадки отстоя есть, Чоп — Киев — Харьков. А в Европе — совсем другое дело. Заезжаешь на площадку — можно купить горячий кофе, какой-то бутерброд. Есть туалет: хотя и платный, можно пойти в душ. А у нас что? Условий никаких. Можно жариться в раскаленной кабине — никого это не интересует.
О жизни в кабине, слитой соляре и армейском опыте
— Заработок в различных организациях зависит от разных условий. Кому-то платят за километраж, кому-то — процент от фрахта. Если жить в кабине — заработаешь хорошо. Иначе не заработаешь. Спим в машинах на стоянках. Я всегда останавливаюсь там, где есть видеокамера — чтобы было видно, кто приехал, кто уехал. И чтобы была хоть какая-то охрана. Пусть не бесплатно, зато пока стоишь, будешь знать, что у тебя все запаски на месте останутся и соляру не сольют. А такие случаи бывали неоднократно, — вспоминает Виктор. — Правда, с рэкетом на украинских дорогах не сталкивался. А вот в России есть. Средств самообороны никаких не положено. Даже баллончик газовый не имеешь права перевезти. А об оружии вообще разговора нет. В общем, голые руки — только то, чему армия научила. Дома — как квартирант. Допустим, я в пятницу вечером приехал, в субботу, воскресенье дома работал — потому что живу в деревне. А в понедельник гружусь и опять еду. Работа не из легких. У меня два сына — никто не пошел по моим стопам.
Эх, дороги…
— Стараюсь ездить по правилам — чтобы не было помехи другим водителям. И в дороге по телефону не разговаривать. У меня в кабине видеорегистратор постоянно работает — чтобы доказательства были в случае, не дай Бог, ДТП или спорной ситуации. А аварийность зависит в большой степени от качества дорог, — убежден Виктор. — Вот в Европе дороги отличные. Там строят и строят. Если есть какие-то ямы, все делают по новой. Может, на периферии и есть паршивые дороги, но центральные, межрегиональные — идеальные. А у нас семь лет строили 75 километров дороги от Киева до Белой Церкви. Интересно, если до Одессы строить — за 50 лет управятся? Но в последнее время в Украине тоже хорошие дороги стали делать — и мосты, и развязки. Ездить стало удобнее и безопаснее. Хотя на водителях «ездят» все: хозяин, диспетчер, логисты, инспекторы, транспортники. И спрос на шоферов превышает предложение. Поэтому хороший дальнобойщик всегда будет при постоянной работе.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.