По словам президента Турции Реджепа Эрдогана, если эти «морские сопли» распространятся на Черное море, это чревато огромными проблемами.
Грозит ли подобная напасть Черному морю? И как оно цветет у украинских берегов? На эти вопросы ответил в эфире «Радио НВ» одесский эколог, руководитель общественной организации «Зеленый лист» Владислав Балинский.
По словам Балинского, проявление и внешний вид этого цветения зависит от вызывающих его микроорганизмов. Он напомнил, что в прошлом и в позапрошлом году в Одессе тоже наблюдалось токсическое цветение – так называемый «красный прилив». Такое цветение вызывают либо морские водоросли, имеющие бактериальную природу, либо одноклеточные водоросли – планктон.
При этом эколог отметил, что биологи считают нормальной ситуацию, когда речь идет об организмах, свойственных данной местности. Но «красный прилив» был вызван микроорганизмом, не свойственным нашей местности, а был занесен из Средиземного моря. К тому же, степень цветения водоема зависит от попадания в него химических и органических веществ. Так, пресноводные стоки часто формируются в результате хозяйственной деятельности человека.
«Как раз наше Черное море очень сильно подвержено таким процессам, ровно настолько, чтобы влиять и на ситуацию в Мраморном море», – отмечает Балинский.
По его словам, вода в зависимости от морских течений может забрасываться либо из Черного моря в Мраморное, либо наоборот.
А отвечая на вопрос, угрожает ли Черному морю серая слизь, глава «Зеленого листа» заметил, что многое зависит от интенсивности цветения и от того, какими организмами это цветение вызывается.
Так, «красный прилив» был вызван цветением планктона, который способен воздействовать и на людей, так как выделяет токсичные вещества.
Что же касается серой слизи, то здесь ситуация достаточно опасна тем, что на воде формируется очень плотный поверхностный слой, препятствующий проникновению в толщу воды воздуха и солнечных лучей. Более того, микроорганизмы, которые и формируют эту слизь, ученые фиксируют не только на поверхности моря, но и в глубине. Соответственно, меняются полностью условии для всех морских обитателей и, как правило, такие процессы приводят к масштабным заморным процессам, т.е. к гибели рыб и моллюсков и выделению большого количества ядовитых веществ в процессе гниения.
Балинский напомнил, что подобный заморный процесс имел место на одесском побережье в 2010 году – тогда погибли все мидии и рыба.
«Я понимаю, что сейчас в Мраморном море сформировались примерно такие же условия. Скорее всего, через несколько лет мы столкнемся с подобными процессами и у нас», – полагает эколог.
При этом он подчеркнул, что эти процессы характерны для нашей местности – они происходят и в лиманах, и в море, и ничего сверхъестественного в этом нет. Вопрос лишь в их интенсивности и в том, какими организмами они вызываются.
Кроме того, по словам Балинского, сейчас можно наблюдать интенсификацию многих процессов в связи с увеличением температуры, ведь как раз температура и была ранее сдерживающим фактором для микроорганизмов.
Как уменьшить интенсивность цветения? Как отметил одесский эколог, Европа уже давно внедряет в жизнь различные технологии чистки воды, и в первую очередь это касается пресноводного стока Дуная и, надо признать, что за последние годы эта река существенно очистилась.
Что же касается Одессы, то здесь, говорит Балинский, до сих пор идет выброс очищенных стоков непосредственно в пляжной зоне. Их осуществляют две станции биологической очистки – СБО Северная и СБО Южная. И здесь возникает вопрос к качеству водоочистки.
В частности, СБО Северная сбрасывает воды в Хаджибейский лиман, и экоинспекция не раз фиксировала многократное превышение концентрации по целому ряду соединений. В основном это азотистые соединения, что свидетельствует о наличии фекальных составляющих в сбрасываемых водах. А впоследствии эти вещества и приводят к массовым заморным процессам и к массовому цветению.
При этом, констатирует Балинский, пока у нас ничего не делается для того, чтобы исправить эту ситуацию.