АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Как моряку уйти в рейс: сколько это стоит в Украине и за рубежом?


25-06-2021, 11:00 |

Как работает новая система подготовки и дипломирования моряков и почему украинские моряки вынуждены давать взятки, выясняла «Одесская жизнь».

 

«Система подготовки и дипломирования моряков упрощена» – бодро отрапортовало в апреле этого года Министерство инфраструктуры. Отныне в рейс уйти будет легко и просто, а о коррупции в морской сфере забудут навсегда.

Но что-то пошло не так…

Выиграть суд у государства

Облегчить жизнь морякам должен был приказ №201, который обещал избавить моряков от квалификационных экзаменов для подтверждения существующего звания, которые сдавать надо каждые пять лет. Подтвердить его можно было бы на основании стажа работы на судах за этот период. Собственно, как принято в европейских странах.

Но очень быстро действие приказа было отменено… через суд. Некий бдительный одессит озаботился тем, что «подтверждение квалификации и продление срока действия документов моряка могут получить лица, у которых нет должного объема знаний и умений для выполнения своих функций, что может привести к аварийным ситуациям в море и человеческим жертвам». И, представьте, через суд отменил долгожданный приказ.

Правда, граждане ничего не имели против автоматизированной системы тестирования моряков, по заявлению чиновников, полностью исключающей вмешательство человеческого фактора. Вот уж, казалось бы, где коррупции места быть не может. Беспристрастной машине взятку не дашь. Но тесты онлайн жизнь морякам не облегчили, а взятки выросли.

Первым делом —документы

Первая задача моряка, вернувшись из рейса, выяснить, сколько стоит продлить документы, убежден третий механик Дмитрий. И безотлагательно этим заняться либо отложить необходимую сумму.

В первый раз продлевать документы в 2016 году он поехал в капитанию Николаевского порта. Там, сказали, дешевле. Официально через банк надо было заплатить порядка тысячи гривен. И агенту, без «услуг» которого сегодня экзамен, как ни старайся, не сдашь, пришлось дать 300 долларов.

Тех, кто не платил, заваливали. На сдачу экзамена давали три попытки – и в третий раз все равно приходилось платить,
– вспоминает Дмитрий.

С тех пор прошло пять лет. Документы либо надо продлевать, либо сдавать на присвоение высшей должности. Дмитрий решил подавать на второго механика. И тут уже совсем другие суммы начались. Причем сделать документы можно только в Одессе. В Николаеве, Измаиле, по словам моряков, капитании больше этим не занимаются.

Экзамен без экзамена, зато с предоплатой

Пройти курсы повышения квалификации тоже «помогает» агент. По словам Дмитрия, с 2016 года стоимость сертификатов повысилась в 15 раз. Тогда документ стоил 350 гривен, сейчас можно сделать за 4500. И только в четырех-пяти «избранных» тренажерных центрах. Сертификаты, выданные в другом месте, как просветил агент, капитания не признаёт.

Обошлись сертификаты Дмитрию в 22 тысячи гривен.

Раньше в Центре подготовки моряков нам лекции читали, затем мы мини-экзамен сдавали, – вспоминает механик. – Сейчас в конкретное время в конкретный день звонит агент, просит подойти к машине с таким-то номером. Там надо передать документы и часть суммы, которую нужно заплатить. Даются четкие инструкции: в какой кабинет зайти и что говорить.

Затем моряк проходит онлайн-тест. И вопросы, по словам Дмитрия, попадаются там интересные, сложные. Пришел домой, и проработал их самостоятельно. А свидетельство об окончании курсов повышения квалификации получил через три часа после сдачи теста. Без всяких лекций…

Но у нас же есть тренажеры. Правда, они уже немного не соответствуют практике в море. Но все же хотелось бы, чтобы сегодня эти тренажеры работали – особенно для курсантов. Ведь они, как и я в свое время, в морской академии не получили специальных знаний. Приобрести их можно только на практике, – делится Дмитрий. – А курсантам вообще сегодня нереально стало получить рабочий диплом – у студентов таких денег нет. И вместо того чтобы работать по специальности, они вынуждены зарабатывать на взятку.

Ранее мы рассказывали о том, что нужно, чтобы моряк мог отправиться в рейс.

Дешевле сделать документы за границей

Получил сертификаты – можно делать рабочий диплом. Опять-таки, без оплаты «решалам» процедура эта более чем проблематична. Сумма зависит от должности моряка и того, что надо «решить», – подтверждение квалификации либо повышение. «Такса» на сегодняшний день от 1500 до 10000 долларов. Огромные деньги и для тех, кто хорошо зарабатывает. А сдать тесты бесплатно не удается даже морякам с большим опытом, работающим в суперсовременных международных компаниях.

 

В назначенный день тесты в онлайн-формате нужно проходить в офисе «Морречсервиса» – на компьютере, который там предоставляют. Результатов на руки не дают.

И так понятно, что прошел, потому что предварительно попросили за них заплатить. Если заплатил, то любой пройдет тест – вне зависимости от своей квалификации, – говорит моряк. – Был при мне один человек, который «жмякал» все подряд. Загорелось красным, не прошло – программист пришел и все «наладил».

В мае, когда Дмитрий сдавал тесты, у здания «Морречсервиса» собралось около сотни моряков, протестующих против коррупционных схем. В офисе с ними и разговаривать не стали. Просто саботировали работу – пока активисты не ушли, для сдачи тестов не пускали никого. А потом – только по списку.

Сегодня моряки обсуждают возможность продления документов и получения новых разрядов за границей. Но для этого необходимо там и образование получить. Только на его основании можно делать документы.

Хоть это, конечно, и дольше, но, если не будет изменений в лучшую сторону, я думаю, люди начнут это делать, – полагает Дмитрий. – Я тоже такой вариант запланировал. Это получается дешевле, чем сейчас поборы у нас.

Выгодней платить налоги

Цены – бешеные. Только за сертификаты пришлось заплатить 50 тысяч гривен. Уверен, что 80% этих денег уходит в карман чинушам, – считает механик Александр. – А экзамены сдаются просто – учить ничего не надо. Не важно, что ты нажимаешь. Заплачено – пройдешь по-любому. Но лучше бы я налоги платил, чем это…

 

Кстати, именно возможность налогообложения моряков, по мнению председателя Морской администрации Украины Андрея Глазкова, делает невыгодным для них приказ №201. Вместо обязательных экзаменов он предусматривает представление документального подтверждения стажа работы на судах. И, понятно, таким документом станет контракт с иностранной судоходной компанией. Тут-то у фискальных органов и возникнут вопросы об уплате налогов с зарплаты.

Для моряков, конечно, – себе в убыток. Но, кажется, все же выгодней, чем платить огромные взятки.

* * * * *

На днях Андрей Глазков подал в отставку. Уволен и бывший министр инфраструктуры Владислав Криклий. Изменит ли это положение украинских моряков?

Не особо рассчитывая на «добрую волю» чиновников, по инициативе «Украинского объединения моряков» 25 июня моряки собираются начать долгосрочный протест под зданием Министерства инфраструктуры. Ведь в Украине, похоже, проблемы без Майдана не решаются…

Моряки протестуют: как реагируют власти

 


 

Протесты моряков не прекращаются уже более года. В мае протестная акция прошла даже под стенами посольства США в Киеве. В июне – митинг на Французском бульваре в Одессе, где, по словам лидера «Украинского объединения моряков» Кристины Кароль, находится особняк одного из участников коррупционных схем.

 

Хочется верить, что все же «лед тронулся». И Верховная Рада рассмотрит законопроект №3944, предусматривающий отмену экзаменов для повторного подтверждения дипломов моряков с одобренным стажем. На днях комитет по вопросам транспорта и инфраструктуры рекомендовал принять этот законопроект парламенту в первом чтении.

Вместе с тем в Одесской райгосадминистрации прошло выездное заседание антикоррупционного комитета. В большой мере оно было посвящено «вопросу создания искусственных препятствий», с которыми вынуждены сталкиваться моряки при прохождении переаттестации. В частности, заверили чиновники, правоохранители ведут расследования ряда коррупционных схем в сфере переаттестации моряков. В конце мая в нескольких частных учебных центрах прошли обыски. Правда, об их результатах информации пока что нет.

Вероника Полищук


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.