Гаражные товарищества Одессы: какие могут закрыть и почему?
27-06-2021, 11:00 |
Ответ на вопрос «Какие гаражные товарищества могут закрыть?» – чрезвычайно простой: «Да практически все!». В первую очередь, как сообщил заместитель мэра Одессы Михаил Кучук, «под снос могут пойти стоянки гаражного типа».
«Они были созданы в прошлом столетии на окраинах города, — поясняет Михаил Кучук. — Сегодня, в связи со стремительным ростом жилых массивов, часть из них оказалась посреди жилой застройки и не вписывается в общую концепцию архитектурных решений современных жилых районов». Под такое определение попадает львиная доля всех гаражных товариществ Одессы. По нашим наблюдениям, в зоне риска находится практически любое гаражное товарищество. Ответ горисполкома, как возместят в случае сноса потери владельцу гаража, не внес ясности: «Вопрос о компенсации владельцам гаражей, которые подлежат демонтажу, рассматривается в рамках действующего законодательства».
Под защитой горканализации
Виталий Нестеренко, руководитель Общественной организации «Самоохраняемая гаражная стоянка «Жигули», заверяет, что участникам этого сообщества ничего не грозит. В 2007 году здесь создали общественную организацию, в чьем уставе прописали все моменты по противодействию возможному рейдерству.
— Платим все налоги, работаем четко по букве закона, — в этом руководитель общественной организации видит залог долгой и беспроблемной работы стоянки.
Весомой защитой стоянки является то, что пустить ее под застройку нельзя. Во-первых, она расположена в непосредственной близости от железнодорожной магистрали. Во-вторых, по территории стоянки проходят коммуникации горканализации, газо- и теплоснабжения. Все это делает участок малопривлекательным для масштабной жилой застройки и существенно поднимает шансы на выживание.
50-60 тысяч машиномест расположены в гаражных товариществах и кооперативах Одессы.
В товариществе «Комби-2», которое судится с Фонтанской ОТГ за право оформить техдокументацию, неожиданными союзниками «гаражников» оказались экологи. По их данным, земля там не приспособлена для масштабного строительства из-за высокого уровня грунтовых вод и неустойчивости пород. Однако не факт, что эти обстоятельства остановят застройщиков.
Ну, а если такого надежного прикрытия, как «несъедобность», у гаражного сообщества нет, то остается полагаться только на безупречность документов и протестный потенциал владельцев гаражей. Он нужен для того, чтоб если не отстоять свои гаражи, то, по крайней мере, добиться адекватной компенсации.
Не шуми, я — инвалид!
Тем временем даже непосредственно среди высоток спальных районов можно обнаружить гаражи, которые принадлежат жителям близлежащих домов. Многие из таких гаражиков — сооружения вполне себе капитальные, с фундаментом и прочными стенами. Иногда на фасаде, как охранная грамота, — номер решения райисполкома, которым собственнику позволили построить гараж среди жилого микрорайона. Обычно на такие уступки идут инвалидам. Однако потом гараж может несколько раз поменять собственника и найти, в конце концов, своего счастливого и здорового владельца.
Городские власти еще в середине прошлого года взялись проверить, как используются гаражи лиц с инвалидностью, ранее получивших автомобили в качестве средств протезирования. Вице-мэр Дмитрий Жеман сообщил нам, что в июне-июле 2020 года была проведена масштабная инвентаризация гаражей, расположенных на территории города Одессы. Информацию передали в районные администрации, так как именно эти органы выдают распоряжения о демонтаже. Ряд гаражей в Малиновском и Киевском районах, как заверяет вице-мэр, демонтировали, однако во многих случаях сделать этого не смогли: не удалось определить собственника (нет документов, нет инвентарного номера), зато имущество в них имеется: следовательно, демонтаж невозможен из-за риска судебных разбирательств.
Помимо этого, Дмитрий Жеман сообщил, что в результате инвентаризации было выявлено 12850 гаражей, расположенных во дворах и на прилегающей территории. 632 из них принадлежат представителям льготных категорий и установлены на законных основаниях. Остальные — установлены самовольно. Среди них 8636 — имеют договоры на уборку прилегающей территории с управляющими компаниями, около 3000 — таких договоров не имеют.
Сколько стоит дом для автомобиля?
Специалисты на профильных порталах дают примерно такие цифры:
• железный гараж в товариществе обычно стоит в пределах 2-3 тысяч долларов,
• капитальное каменное строение идет по цене от 5 до 10 тысяч долларов,
• закрытая стоянка без коммуникаций обойдется сегодня в районе одной тысячи долларов.
Горячие точки гаражной карты
Как мы выяснили, практически все гаражные товарищества Одессы находятся под угрозой сноса. Чтобы убедиться, достаточно пройтись по адресам, где уже в ближайшее время могут развернуться краны и бульдозеры:
Гаражи в районе Одесского аэропорта. Здесь в зону предстоящей реконструкции вошли территории, на которых «гаражными» услугами занимались общественные организации «Вираж», «Сокол» и гаражный кооператив «Чайка». Сейчас решается вопрос о выделении земельного участка для перемещения мест парковки автомобилей.
Автостоянка под Ивановским путепроводом. Этому путепроводу грозит разрушение. Поэтому было запрещено размещать автомобили на специально отведенной автостоянке, которая находится под Ивановским мостом. Сейчас ведутся переговоры с общественными организациями «Страж-Юг» и «Одесская областная организация Всеукраинского союза автомобилистов» об освобождении этой территории.
Автогаражный кооператив «Радист». 112 капитальных гаражей этого кооператива находятся на территории земельного участка, который подпадает в пятно застройки будущих школы и детского сада по адресу: Люстдорфская дорога, 55. Сегодня вопрос об освобождении этой территории остается открытым.
Гаражи, которые оказались на пути проектируемой автотрассы «Север-Юг». Здесь о каких-либо сносах говорить преждевременно, поскольку в настоящее время проектирование не ведется. Но, если потребуется, заверили нас в горисполкоме, вопрос о сносе или переносе гаражей будет решаться.
Гаражи в районе Дюковского парка. Данную территорию планируется застроить. А расположенный здесь гаражный кооператив собираются убрать. Собственником земли сейчас является компания «Автомобилист-А». По словам первого замдиректора департамента архитектуры и градостроительства Одесского горсовета Марата Касимова, он уже «дал добро» на строительство.
Гаражное товарищество «Комби-2» в районе улицы Сахарова. С руководством Фонтанской ОТГ товарищество судится, чтобы получить разрешение на разработку технической документации, необходимой для нормальной работы и дальнейшего благоустройства территории. Тем временем в генплане Фонтанской ОТГ на месте гаражей значатся высотки.
Автостоянка под Ивановским путепроводом. Этому путепроводу грозит разрушение. Поэтому было запрещено размещать автомобили на специально отведенной автостоянке, которая находится под Ивановским мостом. Сейчас ведутся переговоры с общественными организациями «Страж-Юг» и «Одесская областная организация Всеукраинского союза автомобилистов» об освобождении этой территории.
Автогаражный кооператив «Радист». 112 капитальных гаражей этого кооператива находятся на территории земельного участка, который подпадает в пятно застройки будущих школы и детского сада по адресу: Люстдорфская дорога, 55. Сегодня вопрос об освобождении этой территории остается открытым.
Гаражи, которые оказались на пути проектируемой автотрассы «Север-Юг». Здесь о каких-либо сносах говорить преждевременно, поскольку в настоящее время проектирование не ведется. Но, если потребуется, заверили нас в горисполкоме, вопрос о сносе или переносе гаражей будет решаться.
Гаражи в районе Дюковского парка. Данную территорию планируется застроить. А расположенный здесь гаражный кооператив собираются убрать. Собственником земли сейчас является компания «Автомобилист-А». По словам первого замдиректора департамента архитектуры и градостроительства Одесского горсовета Марата Касимова, он уже «дал добро» на строительство.
Гаражное товарищество «Комби-2» в районе улицы Сахарова. С руководством Фонтанской ОТГ товарищество судится, чтобы получить разрешение на разработку технической документации, необходимой для нормальной работы и дальнейшего благоустройства территории. Тем временем в генплане Фонтанской ОТГ на месте гаражей значатся высотки.
Где «живут» гаражи?
Суворовский район: 26 гаражных автостоянок объемом от 100 до 1000 гаражей.
Малиновский район: около 2800 индивидуальных гаражей и 60 круглосуточных автостоянок объемом от 50 до 2000 гаражей.
Приморский район: более 4000 гаражей, которые находятся в индивидуальном пользовании и размещены на прилегающих территориях и территориях дворов жилых домов. Также действуют четыре гаражных кооператива, площадки для платной парковки и специально отведенные автостоянки.
Киевский район: 2500 индивидуальных гаражей и 92 круглосуточные автостоянки объемом от 50 до 1200 гаражей.
Откуда пошли гаражные товарищества
Гаражно-строительные кооперативы начали появляться в СССР еще в 60-годах прошлого века по мере того, как в жизнь советских людей входил автомобиль. Сам термин «гаражно-строительный кооператив» в советском законодательстве появился в 1988 году, с принятием закона «О кооперации в СССР». К тому времени относится массовое строительство большинства коллективных гаражей.
Согласно закону Украины о собственности, член гаражно-строительного кооператива, который полностью выплатил свой пай, приобретает право собственности на свой гараж.
Сегодня значительно важнее вопрос собственности не столько на сам гараж, сколько на землю, на которой он расположен. Ее владельцу гаража выделяют в редких случаях. Обычно речь идет о праве постоянного пользования, да и то — предоставляемого не индивидуально, а товариществу в целом. Сейчас эти товарищества обычно оформлены как общественные организации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.