Без штампов и бумажных справок: что нужно знать об электронной прописке?
4-12-2021, 19:00 |
Верховная Рада окончательно приняла закон об изменении места регистрации онлайн. Документ фактически отменил классическое понятие прописки со штампом в паспорте или бумажным приложением к ID-карте и заменил ее цифровым аналогом. Как это будет работать, рассказали эксперты Центра общественного мониторинга и контроля.
Как получить прописку онлайн?
По данным Минцифры, регистрация места жительства — самая популярная государственная услуга в Украине. Но не самая простая. Для ее оформления нужно лично обратиться в центр предоставления административных услуг и военкомат, собрать ряд бумажных справок, ждать несколько недель. Принятый закон позволит перевести процедуру смены места регистрации в онлайн. Это можно сделать в приложении или на портале «Дия».
Прописаться в собственной квартире можно будет автоматически. Для этого нужно будет авторизоваться в «Дии», которая подтянет данные о недвижимости, выбрать услугу «Изменение места жительства» и заверить действие электронной подписью. Чтобы прописаться в чужом жилье, потребуется согласие владельца и его подтверждение электронной подписью. Для получения услуги нужно будет заполнить электронное заявление, предоставить договор аренды, оплатить 55 гривен административного сбора и прикрепить квитанцию.
Чиновники обещают, что оформление электронной услуги будет занимать не более 15 минут, ее рассмотрение — не более суток. Информация о новом месте жительства должна подтягиваться в реестр автоматически, а предыдущая запись — аннулироваться. Есть свои плюсы электронной прописки и для мужчин.
— После смены прописки мужчинам призывного возраста, военнообязанным и резервистам не нужно идти в военкомат по старому адресу, чтобы там сняться с учета. Их данные в военкомат по новому месту жительства внесут автоматически, — уверяет министр цифровой трансформации Михаил Федоров.
В команде «Дии» отмечают, что место регистрации никак не будет влиять на право собственности на жилье, а только будет сообщать государству о фактическом адресе проживания. Благодаря электронной услуге также станет проще «снять» прописку. Это сможет самостоятельно сделать собственник жилья, раньше такой возможности не было.
Принятый закон не только упрощает процесс смены прописки, но и делает ее декларативной. Место регистрации станет неважным для получения большинства государственных услуг. Оформить пособие на ребенка, пенсию или медицинскую помощь станет возможным без привязки к месту прописки.
Теперь закон разрешил общинам вести собственные электронные реестры, которые будут синхронизироваться между собой и демографическим реестром. Работа по подготовке этих изменений заняла около девяти месяцев.
— Мы получили данные из реестров всех 1438 общин, провели верификацию этих данных с архивом паспортов-книжек и демографическим реестром — это позволяет отображать актуальную прописку и автоматически изменять ее. Организовали процесс наполнения реестра военнообязанных. Наладили взаимодействие с реестром прав Минюста для автоматического определения собственников имущества, — пояснил замминистра цифровой трансформации Алексей Вискуб.
Закон вступит в силус 1 декабря, и услуга заработает по всей стране. При этом смена места регистрации и дальше будет доступна в бумажном виде в ЦПАУ и исполнительных органах городских и сельских советов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.