"Маршрутное такси — автобусы и микроавтобусы, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа по установленным маршрутам и не полностью интегрированное в регулярную систему общественного транспорта".
Вот и всё, что можно узнать о "маршрутке" из "Википедии". Мало и неопределенно. Между тем явление это знаковое для постсоветского пространства. С маршрутками прочно связана жизнь миллионов людей. Сегодня даже не верится, что при Союзе частных автобусов и микроавтобусов... не было?!
Частные маршруты стали, пожалуй, наиболее яркой иллюстрацией эффективного вложения "первоначального капитала". История умалчивает, какие баснословные дивиденды принес тот капитал, и сколько "бабла" в виде "откатов" получили чиновники за предоставление права владеть маршрутами.
Да, "маршрутка" изменила в лучшую сторону существование многих, очень многих связанных с ней. Сняла остроту пассажирских перевозок в городах, создала тысячи новых рабочих мест, подняла семейные бюджеты. И все же главный её эффект видится в другом. На базе социалистических, по форме, возникли новые (называйте их как хотите — "буржуазные", "капиталистические", "постиндустриальные"...), по содержанию, социально-экономические отношения в салоне транспортного средства. Рассмотрим вкратце это интересное явление на примере "маршруток" Одессы.
Думаю, ни у кого не вызывает сомнений, что тут доминирует "свой" пассажир, кардинально отличающийся по социальному статусу от "троллейбусного" и "трамвайного". Три основные отличия — материальное состояние, возраст, занятость. "Маршруточный" — ядро производительных сил общества. Проще говоря — материальное и духовное богатство страны создает в основном он. Разумеется, что и правила игры в пространстве за спиной водителя устанавливает он же.
Испытываю эстетическое наслаждение от созерцания процесса передачи денег за проезд в исполнении одесситов. Это всегда театральная миниатюра, которую смотрю, "забив" самое удобное место — у окна, в последнем ряду левой стороны. Благо живу рядом с конечной остановкой.
Спектакль внешне напоминает игру моего детства в испорченный телефон. Но есть существенное отличие — присутствие в игре денег, пальцев, голосов передающих. Чем выше номинал купюры, тем бережнее пальцы, отчетливее голоса. Апофеоз — когда назад идет сдача. Я не вижу лиц, вижу только пальцы с деньгами над плечом сидящих впереди, и по пальцам читаю, что их хозяин совершил поступок! В нем замешаны и воспитание, и традиции, и "социалистическое общежитие", и элементарная внутренняя порядочность. Ни разу не видел, чтобы сдачу кто-то "заныкал" по дороге. Зато неоднократно видел, как её возвращали водителю, не найдя хозяина.
Теперь уже, можно сказать, десятилетиями наблюдаю за динамикой эволюционных процессов в пассажирской среде. На заре частного извоза не заплатить пытались многие, предъявляя липовые документы, выскакивая на улицу за спинами добросовестных. Кстати, для выходящих двери водитель открывал только передние, а рядом с ним сидел(а) собирающий(ая) плату.
Сейчас ситуация изменилась кардинально. Платят все! Не считая обладателей "железных" документов, но это — тысячные доли процента от массы. В эти же доли попадают и те, кто сознательно едет "зайцем". За последний год я зафиксировал... одного (!) азиатской внешности "зайца". Нет, уровень сознательности "своего" пассажира невероятно вырос, и я трактую его как результат победы нового типа товарно-денежных отношений.
Задние двери теперь спокойно открываются на выход по требованию пассажиров, заблаговременно передавших деньги.
Изменилось поведение и сидящих, и стоящих. Если каких-то пять — шесть лет назад салон гудел от разговоров по мобильникам, то ныне большинство заткнуло уши наушниками и молча вперилось в смартфоны. Смартфон реально — "ум, честь и совесть" нашей эпохи!
Приятно констатировать значительный прогресс в вопросе уступки мест старшим и женщинам. Но еще более приятно видеть эти многочисленные действия со стороны молодых людей в отношении девушек. Мне почему-то кажется, что тут сказывается сложная парадигма войны...
Не замечаю воров-карманников. Раньше замечал, а теперь — нет. То ли повысили мастерство, то ли чувствуют, что жертвы могут дать совместный отпор.
Водители. Тоже изменились, научились. Тоже приятно наблюдать, как виртуозно одновременно отсчитывают сдачи, открывают по требованию передние и задние двери, отвечают на вопросы, сигналят знакомым, да ещё и с ветерком (не всегда, правда, приятно...) везут! Но стареют. Уходят на более спокойные места. Кто помоложе — за границу. О проблеме свидетельствуют объявления в салонах: "На маршрут... требуются водители".
Стареет и парк машин. Отчетливо видно, что владельцы не желают вкладывать средства в новую технику. Оно и понятно — стратегических перспектив этот бизнес не имеет. Пришло время экологически чистого транспорта. Одесса в трамвайно-троллейбусных делах в числе лидеров.
Конечно, полностью исчезнут "маршрутки" еще не скоро, но процесс пошел. Свою историческую миссию они выполнили. Немного грустно, как всегда бывает, когда уходит, ставшее почти родным, привычное...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.