Во дворе дома на улице Торговой, 17, росло самое старое дерево Одессы. Этот тополь — ботанический памятник природы — называют еще "тополем любви" или "пушкинским", его возраст составляет порядка 200 лет, а обхват — около 6 метров. Обычно в городской среде срок жизни тополей всего 40–50 лет.
Эта легенда 55 лет назад вдохновила известного одесского артиста и драматурга Юрия Дынова на создание пьесы "Всего тринадцать месяцев". Вот что рассказывал автор пьесы:
"Я жил на улице Щепкина и однажды после спектакля, под дождем, шел с поклонницами домой. Сильный порыв ветра загнал нас на улице Красной гвардии во двор. Ударила молния и вдруг какой-то старый еврей сказал:
— Товарищ Дынов, вы пришли под "пушкинский" тополь.
Я спросил его:
— Почему тополь — "пушкинский"?
Он сказал:
— Вы посмотрите на эти окна!
Еще раз ударила молния, я смотрю: дерево два метра шириной и высотой метров тридцать, ветви его начинаются на уровне второго этажа.
— Да это же окна Амалии Ризнич!
— Как?
— Да, вот здесь, наверное, начиналось "Для берегов отчизны дальной...".
Я смотрю: слева — стена, увитая виноградом, вверху — бездонный тополь. Я забыл, куда я шел, с кем я шел. Я попрощался с почитательницами, простоял полтора-два часа у тополя, и у меня родились стихи, с которых началась пьеса...
Есть старый дом в Одессе новой,
Лозой увитая стена,
И тополь тридцатиметровый
У окон, где жила она.
Он втрое вырос выше зданья,
Как остров в море суеты.
Он перерос свои желанья,
Он перерос свои мечты.
Поэт и тополь — однолетки,
И в ту далекую весну
Тянулись их мечты и ветки
К ее заветному окну.
О той любви молниеносной
Забыли дерево и дом,
Давно уж молния угасла,
А стих звучит как вечный гром.
И по утрам стучат столетья,
Из крана капли как шаги,
И в те же окна рвутся ветви
Совсем живые как стихи..."
Но ни легенда, ни даже статус памятника не остановил частную компанию, которая осенью прошлого года варварски обрезала легендарное дерево, втрое сократив его высоту. Если до обрезки тополь был высотой около 25 метров, то сейчас остался только восьмиметровый ствол.
Спасти знаменитое дерево удалось усилиями озеленителей КП "Горзелентрест" и специалистов из Киева, которые произвели консервацию срезов особым раствором.
Главный инженер "Горзелентреста" Владимир Хрома считает, что с тополем уже все должно быть хорошо, поскольку в этом дворе для него сложились благоприятные условия: он относительно защищен, нет никакой агрессивной среды, не ведутся раскопки. Тополь уже пустил побеги, так что есть надежда, что дерево будет жить и дальше.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.