Хасидская Ханука в Одессе: интервью с Довидом Фельдманом
15-12-2020, 11:00 |
Довид Фельдман – заместитель главного раввина Одессы и Юга Украины Авраама Вольфа – рассказал «Общественному прибою» опразднике Хануки (в этом году он приходится на период с вечера 10 по вечер 18 декабря) и его отличии от Пурима, а также об одесских евреях.
— Ребе, бытует мнение, что из Одессы евреи в основном уехали.
- Раньше, конечно, население было до 40% еврейским. Но и сейчас десятки тысяч проживают, многие связаны с нашей хасидской общиной. Жизнь еврейская здесь бурлит, у нас есть всё: начиная от ясель до домов престарелых. Ясли, садик, начальная школа, средняя школа, университет, духовные уроки…
Можем судить о количестве евреев по такому показателю. Сейчас перед праздником Ханука мы делали подарки, и сделали более 600 подарков. То есть, это 600 семей, а в каждой мама, папа, дедушки, бабушки, дети – хороших 3-4 тысячи человек в системе!
— Дарить принято, насколько мне известно, подсвечник менору?
- Нет, обязательный атрибут Хануки – это восьмисвечник. Менора – это светильник, который был в Храме, у него было 7 свечей. Чудо было с менорой, но оно длилось 8 дней, и в память об этом чуде мы зажигаем восьмисвечник, который называется ханукия. Мы дарим в каждую семью ханукию с набором свечей, необходимых на все 8 дней, можем ещё подарить ханукальные пончики суфганийот, жареные в масле. Поскольку чудо было с маслом, принято кушать всё с маслом. Например, атрибутом праздника являются также картофельные блинчики латкес.
— Да, они же деруны, они же драники… А Вы сами из Одессы – или, как и Главный раввин, родились в Израиле?
- Нет, я родился в Житомире, но сюда приехал в 2001 году из Израиля. То есть, я репатриировался в Израиль, в Израиле жил, учился, женился – всё было там, а потом я уже приехал сюда в Одессу быть посланником Любавического Ребе, чтобы распространять иудаизм.
Житомир, как ни удивительно, очень похож на Одессу. Одесса, конечно, морской город, здесь свой колорит – но в принципе, это моё личное мнение, Одесса с Житомиром очень похожие города. Именно за счёт еврейского духа.
— Бабель описал евреев Одессы как бандитов…
- Кроме Бабеля, здесь были десятки синагог, молельных домов, та же Еврейская больница не просто так ведь называется Еврейской… Жили здесь мирно, дружно, Одесса ведь очень толерантный, я бы сказал добрый город. Шумный – но добрый. Бандиты тоже были, и бандиты тоже! Мы все люди, и все с недостатками. Опять же: что значит «бандиты»? Занимались контрабандой? Так а кто здесь контрабандой не занимался? Сделали portofranco – уже, как говорится, сам Б-г велел…
- А в Торе что-то говорится по этому поводу?
- Есть такая смешная история, что был такой праведник, раби Леви Ицхакиз Бердичева. Так он любил всегда перед праздником Песаха искать что-то особенное. Вот он вышел на рынок. А у нас всё мучное, кроме мацы, на Песах запрещено. Крупы, злаки мы не едим. Так вот, вышел он на рыночную площадь, стал перед евреем и спрашивает его: «У тебя хлеб есть?» Тот отвечает: «Какой хлеб? Песах уже!» Раби переспрашивает: «Ну, так, может, какая-то булочка завалялась?» Тот удивляется: «Да нет, вы что, ребе! Ничего нет!» Тогда Раби говорит: «А сигары есть?» — «Да, ребе, какие вам надо? Есть такие, такие…» Раби поднимает руки к небу и говорит: «Смотри, Благословенный, смотри на Твой святой народ! У царя есть и жандармы, и пограничники, и армия – и всё равно контрабанду провозят. У Тебя никого нет – а хлеба не найти! Ты сказал нельзя, значит, нельзя!»
Понятно, есть государственный закон, и нельзя его нарушать. Если этот закон не противоречит закону Бога, то еврей обязан этот закон соблюдать точно так же, как любой гражданин страны, в которой он живёт. В Торе отдельно сказано: не воруй, не грабь, не присваивай чужого – всё это озвучено.
- Ну да, в десяти заповедях: «не укради»…
- Нет, там немножко другое. Там написано, конечно, «не воруй», но по нашей традиции, мы говорим, что там имеется в виду не воровать людей. Сейчас, несмотря на то, что Тора была дарована евреям уже 3333 года тому назад, проблема остаётся актуальной: воруют людей, а потом требуют за них выкуп. Про имущественное воровство написано в других местах: есть главы про судей, про сторожей… Например, говорится, что человек, которому дали на охрану вещь, не имеет права без разрешения воспользоваться ей, присвоить её себе, обмануть, сказать, что он её потерял, что она пропала – вот в таком контексте о воровстве идёт речь.
— Ребе, а правильно я понимаю, что само название праздника Ханука переводится как «обновление»?
- Нет, название переводится как «освещение». Также есть такое понятие, как «ханукатабаит» — новоселье. В смысле, действительно, обновление, освящение. А формально слово Ханука происходит от слова «хинух», это воспитание. Подразумевается вся идея этого праздника: именно передача традиции дальше, от отцов к детям и далее.
— Интересно, это совпадение, что Ханука приходится под Новый год на наших широтах, когда все их жители тоже некоторым образом «обновляются»?
- Конечно. Это связано с тем, что эти дни – это самые тёмные дни в году. То есть, когда день самый короткий, а ночь самая длинная. И в эти тёмные дни надо помнить всегда, что снова придёт свет, снова будет возрождение. Это, кстати, тоже одна из причин, почему евреи сравниваются с луной. Как у луны есть период, что она уменьшается до такой степени, что скрывается, её вообще не видно на небе – и потом она снова рождается заново и становится полной!
- На Йоль в Австрии общественному сознанию предъявляют страшилищ…
- Мы видим в этом послание, не только узконаправленное евреям – это послание всему миру, любому человеку. Каждый человек в своей жизни переживает разные ситуации: бывают у него падения, и он должен помнить, что после падения всегда наступает подъём! Всегда после ночи наступает день. Поэтому каждый год мы зажигаем восьмисвечник в Одессе возле Дюка, для всех.
Мы должны помнить, что празднику больше двух тысяч лет, тогда была очень тяжёлая война, Иудея тогда находилась под властью империи Селевкидов, но восстание началось даже не потому, что евреи находились под властью греков, их это не сильно беспокоило. Грубо говоря, нет особой разницы, платить налоги царю-еврею или царю-нееврею, налоги платишь и так, и так.
- Еврей, может, ещё больше будет брать налогов, чем другой царь!
- Да. До тех пор, пока греки не вмешивались во внутреннюю жизнь евреев, то есть, не пытались нас ассимилировать, до тех пор евреи не поднимали восстание, не сопротивлялись. Логика говорила, что нет смысла маленькой Иудее сопротивляться против огромной империи. Как говорится, деньги – это не та тема, из-за которой стоит умирать. Но когда коснулось того, что греки стали пытаться уже силой заставить евреев отказаться от своей веры, от своих традиций – вот тогда и началось восстание. И оно переросло в полномасштабную войну, которая длилась, на самом деле, больше 20 лет.
Но наши еврейские мудрецы уже тогда установили, что в память об этом празднике мы зажигаем свечи. А не устраиваем военные парады. Казалось бы, это ж военная победа? Но нет, мы не это отмечаем, мы отмечаем нашу духовную свободу, победу света над тьмой. Вот это посыл этого праздника: что в конечном итоге свет побеждает тьму.
Каждый человек должен знать, чтонемного света прогоняет много тьмы. И потому каждый добрый поступок, который ты совершаешь – как когда ты бросаешь камень, и от него расходятся волны.
- Эти слова говорил Любавический Ребе?
- Ребе говорил: «Тьму не разгоняют палками». Вообще, есть более 200 книг его печатных. А сколько есть ещё рукописных, которые так ещё до сих пор не напечатаны! Ребе обычно выступал по субботам и праздникам, и были группа хасидов, которые имели феноменальную память, и они запоминали всё, что он говорил, а потом на исходе субботы все вместе садились и вспоминали – по слову, до запятых – и записывали. Есть вещи, которые ребе проверил, есть вещи, которые напечатаны, но они не проверены, а есть вещи, которые остались в записях, но они не изданы.
- Ребе, разрешите уточнить, а в чём всё-таки особенность именно праздника Хануки? Ведь Песах несёт похожую символическую нагрузку: освобождение, выход из рабства, отказ от греховности…
- Дело в том, что у нас в еврейском календаре есть два праздника, которые от мудрецов. То, что вы про Песах говорите – это праздник Торы. То есть, в Пятикнижии сказано про Песах, про Шавуот, про Суккот, про Рош-а-Шана, Йом-Кипур. А есть два праздника в календаре, которые мудрецы постановили: это праздник Ханука и праздник Пурим.
И обычно, если уже мы приходим к тому, чтобы сравнивать, так мы сравниваем эти два праздника между собой.
- Мудрецы – это кто?
- Ну, мудрецы того поколения, когда был праздник Ханука! То есть, они постановили – и это вошло в поколения. И во времена, когда был Пурим, тоже была история, и тоже мудрецы постановили её отмечать.
Разница заключается в том, что в Хануку изначально не угрожали физическому уничтожению евреев. Физически греки нас уничтожать не хотели, они хотели нас ассимилировать. А в Пурим было наоборот: царь Ахашверош отдал приказ к физическому уничтожению. То есть, Пурим – это был как Холокост. Если до Холокоста – 100, 150 лет назад — еврей мог креститься и его мир принимал как своего…
- Но всё равно его пренебрежительно называли «выкрест».
- Так это его сами же евреи так называли!А у царей это мог быть придворный врач, например, уважаемый человек… Речь о чём: был путь ассимилироваться, и тебя вроде бы окружающий мир принимал. Во время Холокоста у тебя шансов не было, даже если ты был крещёный в десятом поколении: как только выясняли, что у тебя кровь еврейская, всё равно ты шёл в концлагеря, а потом в печь.
Вот и есть разница между Пуримом, когда была преодолена опасность полного уничтожения физического, и Ханукой, когда победили опасность духовного уничтожения, попытку нас ассимилировать.
Так же мы и празднуем. Когда нас хотели духовно уничтожить, то мы так же духовно и отмечаем: мы зажигаем свечи. Чтобы показать силу света, что свет способен даже в абсолютной тьме осветить и даёт надежду. В Пурим же мы устраиваем большой праздник, едим, пьём – мол, нас хотели убить, а мы живы, так сядем и покушаем!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.