Команде Зеленского удалось перехватить внимание зрителя, однозначно затмив своим ярким шоу унылую порошенковскую «ходу защитников». И не удивительно, так как «защитники» не продемонстрировали ничего нового, скандировали все те же кричалки, что и последние пять лет, даже не потрудились придумать новой матюкалки про Путина, использовали старую, изрядно выдохшуюся. В общем, были скучны и неинтересны, сказывается серьезный кризис жанра и убогость исполнения. Народ, истосковавшийся по празднику, получил его только от Владимира Зеленского.
«Шествие достоинства» продемонстрировало новую эстетику, и это уже немало, хотя майдановские аллюзии работали против общественного запроса электората «Слуги народа». Ритуал «шествия» развернул мистерию в визуальных образах и судьбоносных знаках. Какие же судьбоносные знаки продемонстрировала нам новая власть?
Речь президента, хоть и была в целом миролюбивой, все же ввергла слушателя в растерянность. «Мы начинаем День Независимости Украины с места, где именно ради сохранения нашей Независимости лучшие сыновья и дочери Украины отдали свою жизнь, свое будущее ради нашего будущего», – здесь президент сказал, мягко говоря, неправду.
Майдан стоял за подписание соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. В результате его победы гривна упала втрое, золотой запас испарился, мы утратили территории и остатки суверенитета, а власть захватили те, кого с ненавистью вышвырнул украинский народ, передав бразды правления Владимиру Зеленскому. Президент должен был об этом сказать, раз уж он свой ритуал начал с этого знакового места. После он должен был добавить, что мы скорбим обо всех погибших в результате случившегося конфликта гражданах Украины. Но вместе с тем мы решительно переворачиваем эту страницу и вверяем ее истории, что мы более не допустим политических спекуляций на жертвах майдана. А окончательную точку поставят правоохранители, которые непременно найдут и накажут всех виновных в свершившейся трагедии.
Само представление с детьми в белом, которые раскрашивали машину, что давила людей, и щиты спецназа, – все хорошо укладывалось в смысл мирного и благополучного исхода из майданного кошмара, этакого залипания в дурной бесконечности украинской политики последних пяти лет: что бы ни происходило, произойдёт то же самое.
Что до множественного исполнения гимна в разных вариациях – с появлением заводной реперши и отправкой на крышу Тины Кароль, – все это было выразительно, забавно, креативно, где-то даже талантливо. Все это не вызывало раздражения, вполне укладывалось в логический ритуал праздника, зато явным диссонансом были неуместные майдановские крашеные пианино, так как к тому моменту тема майдана, по логике развития сюжета, должна была быть закрыта и забыта.
Подобно виртуальным компьютерным играм политическая реальность Зеленского выстраивается сегодня по принципу трансформера. Партии, политики, лидеры мнений, идеологические доктрины, государственный интерес, формы наглядной агитации – все это будет существовать в параллельных мирах, не пересекаясь друг с другом. Пропаганда в данном случае будет обозначать идейность без убеждений, а идеи как сценарные планы будут меняться по ходу постановки. То, что будет утрачивать пропагандистскую перспективу, автоматически будет терять жизнеспособность, а вот то, что сохранит такую жизнеспособность, станет главным политическим оплотом виртуальности нового режима.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.