Школьные «благотворительные» взносы – скрытая форма коррупции
24-10-2019, 15:00 |
Что кроется за «добровольными» взносами? Все, кому за 40 лет, помнят свои школьные годы. Родители перед первым сентября готовили детей, как к большому празднику: покупали новый костюм, тетради, учебники, портфель или ранец и прочее, что необходимо ученику во время занятий в школе. В течение учебного года родительский комитет класса иногда предлагал собраться и купить цветы, подарок учительнице или классному руководителю. Вот и все родительские заботы на протяжении учебного года. Совсем другие заботы появились у родителей учеников общеобразовательных школ сейчас. От них теперь требуют «добровольно» внести определенные суммы на различные нужды класса и школы. Причем в каждой школе установлена своя сумма, хотя все они финансируются одним и тем же государственным бюджетом. Я решил спросить отдельных родителей, сколько и на какие школьные нужды они вносят сегодня? Ответы были различными в разных школах и в разных городах. В Херсоне, например, в школе №31 родители ежемесячно сдают по 50 гривен на нужды класса и 40 гривен на школу. Кроме того, если родители заняты на работе, то в школе по их просьбе организовывают группы школьников с продленным днем, но за эту услугу необходимо заплатить 550 гривен в месяц. Многие родители считают, что школьные обеды слишком скромные, поэтому они решили, чтобы их детям давали дополнение к обеду, но за это надо уплатить 20 гривен в месяц. В других городских школах практически аналогичные «добровольные» денежные взносы. Совсем другая ситуация с родительским финансированием создалась в Одессе. К нам в редакцию по этому поводу обращались родители, дедушки и бабушки. Редакция обращалась за разъяснением в городской департамент образования и Министерство образования и науки Украины, но аргументированного ответа не получили. А задуматься есть над чем. В этом я убедился после общения с родителями. Например, мама второклассницы школы №56 говорит, что они ежемесячно вносят по 200 гривен. А на проспекте Шевченко я встретил бабушку с внуком. На вопрос, сколько родители вашего внука вносят за обучение мальчика, она ответила, что для них это очень болезненный вопрос.
Дело в том, что школа №35, в которой учится наш внук, расположена ближе всего к нашему дому. Перевести его в другую школу мы не можем. Но мы с дедом ежемесячно вынуждены платить по 500 гривен. Это слишком большая сумма. Когда дети уходили на летние каникулы, с нас потребовали внести по 1000 гривен на ремонт школы. Но куда ушли наши деньги, никто не сообщил. А штукатурка на потолке в коридоре как была летом облущена, так и осталась.
Здесь же, на проспекте Шевченко, расположен лицей, в здании которого прежде был интернат. Недалеко от лицея я встретил одну маму, что пришла за сыном. Я поинтересовался у нее, какие у них установлены «добровольные» взносы за обучение. Оказалось, они поскромнее, чем в соседней 35-й школе, но тоже существенные. Судите сами: если родители обязаны ежемесячно вносят по 200 гривен на школу и столько же – на класс. Кроме того, если ребенок старше четвертого класса, ему из местного бюджета деньги на питание не выделяются, поэтому родители должны ежемесячно оплачивать питание из расчета 800 гривен. В других городских школах «добровольные» родительские взносы тоже присутствуют. В одних они поскромнее, другие берут по аппетиту. Такие школьные поборы для многих родителей являются непосильными, но детей как-то надо учить. Вот они и вынуждены в ущерб семейному бюджету вносить деньги в школу. Но есть отдельные родители, кто не может «добровольно» вносить определенные сумы, они обращаются в различные органа власти с просьбой дать оценку таким действиям в школах. К нам в редакцию тоже приходили жители города с подобными жалобами на школьные поборы, которые становятся непосильными, хотя в стране образование считается бесплатным. Я обращался с этими вопросами в городской департамент образования – реакции никакой. Мол, в школах действуют родительские комитеты, это их инициатива. Решил было, обратиться в Министерство образования и науки Украины, нашел сотрудницу, которая курирует Одесскую область. От нее тоже не получил вразумительного ответа. Но видимо, масштабы школьных поборов в стране достигли уже таких размеров, что увеличилось количество жалоб людей, поэтому Министерство образования и науки вынуждено было реагировать на жалобы граждан. Так появился приказ министерства, в котором дана оценка «добровольным благотворительным» взносам в школах Украины.
Все школьные поборы незаконные Комментируя вопрос о «благотворительных» школьных взносах, МОН отмечает, что вопрос о различных школьных взносах приобрел значительные масштабы в стране, поэтому ему необходимо дать правовую оценку. Ведь почти каждый родитель в различной степени сталкивается с тем, когда учителя или родительский комитет собирают деньги на те или иные нужды класса или школы: ремонты, закупку канцтоваров, различной техники и даже парт, мебели и прочее. Такие сборы аргументировались нехваткой финансирования. Проводятся подобные мероприятия под видом «добровольности». Но если родители не могли вносить деньги, впоследствии они сталкивались с негативным отношением к себе и своим детям. Дети страдают. Были случаи, когда мама не внесла деньг на предполагаемый праздник в школе, учителя откровенно осуждали родителей и эти разговоры велись при ученице. Иногда администрация школы угрожала «несознательным» родителям отчислением ученика. Было зафиксировано и много других нарушений. Изучив все эти отрицательные явления, которые сложились в последнее время в общеобразовательных школах страны, Министерство образования и науки Украины сформировало четкую позицию по этому поводу, указав, что требовать вносить такие взносы – незаконно. И обосновывает это утверждение тем, что, во-первых, такие явления противоречат Конституции, в которой указано, что гражданин имеет право на полное среднее образование, которое полностью обеспечивается государством. Кроме того, министерство обратило внимание на решение Конституционного суда №5-рп/2004 (дело о доступности и бесплатности образования), в котором сказано, что бесплатность образования является конституционной гарантией реализации права на образование, что, в свою очередь, предусматривает возможность получения образования в государственных и коммунальных учебных заведениях без внесения какой-либо платы за образовательные услуги. Позиция в этом решении также полностью согласуется с решением Конституционного суда №18-рп/2002 (дело о бесплатном пользовании школьными учебниками), в котором указано, что безвозмездное пользование школьными учебниками является одной из государственных гарантий получения обязательного среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях. В Законе Украины «Об образовании» есть положение о том, что государство обязано обеспечить право на бесплатное образование путем развития сети учебных заведений всех форм собственности и обеспечения их финансированием, достаточным для предоставления образовательных услуг всем гражданам Украины, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно или временно проживающим на территории Украины. Как видим, государство на самом высоком уровне закрепило право на бесплатное среднее образование. Эти права наших граждан на бесплатное образование отображены и в других законах, нормативно-правовых актах. Отсюда следует вывод, что все расходы на нужды школы в полном объеме должны покрываться за счет местного бюджета, а не за счет «добровольных» взносов граждан. Актуальность этого опроса особо возросла после того, как в стране был принят Закон о де- централизации. Местные бюджеты значительно увеличились, что дало возможность более полно финансировать школьные учреждения, осуществлять все закупки и ремонт зданий за счет получаемых средств из бюджета, а не прибегать к «добровольным» родительским взносам. Другое дело, если родители сами пожелают внести свои средства на определенные нужды школы. Такое возможно, но только на сугубо добровольных началах в порядке, предусмотренном законодательством о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Полученные благотворительные взносы должны расходоваться только на те цели, на которые планировал родительский комитет. Контроль за финансами должен осуществляться общественностью. В Законе «Об образовании» указано, что руководитель учебного заведения несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность учреждения, а контроль за финансами и недопущением в учебном заведении привилегий или ограничений по различным признакам осуществляет учредитель учебного заведения или уполномоченное им лицо. В этом же законе, в статье 30, подчеркнуто, что учебные заведения, которые получают публичные средства, обязаны обнародовать на своих веб-сайтах не только смету и финансовый отчет о поступлении и использовании всех полученных средств, но и информировать о перечне товаров, работ и услуг, полученных в качестве благотворительной помощи, с указанием их стои-мости, а также о средствах, полученных из других источников, не запрещенных законодательством. Все незаконные поборы, которые прикрываются «благотворительными» добровольными взносами, особенно в большом размере и регулярно, не что иное, как скрытая форма коррупции, и с ней необходимо бороться. С этой целью Президент Украины Владимир Зеленский обратился к гражданам страны с просьбой всей общественностью начать бороться с этим злом. Только всей общественностью можно уменьшить тот вред, который наносят стране взяточники и коррупционеры.
Если вы видите, что в школе, вузе, лечебных учреждениях незаконно требуют деньги, звоните на правительственную «горячую линию» по номеру 15 45 или в антикоррупционные органы по телефонам: (044) 200 06 11, (044) 200 00 91.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.