«Это рай на земле!» – напутствовала меня госпожа Чень Юйжун, вице-генеральный консул КНР в Одессе, отправляя в дальнюю дорогу, в китайский город Ханчжоу на Международный медиафорум сотрудничества и коммуникаций представителей СМИ дружественных городов.
«Вы спросите меня, что за город такой – Ханчжоу? Это рай на земле!» – было первым, что услышали от экскурсоводов мы, представители медиа, прибывшие на медиафорум из 70 разных стран и всех континентов.
«Хочешь, я расскажу тебе, мой дорогой, почему Ханчжоу – это рай на земле?» – спросила я своего брата по возвращении из Китая. Рассуждая о том, какими смыслами мы наполняем понятие «рай на земле», рискнула предположить, что и вам, дорогие мои читатели, наверное, любопытно будет узнать, как трудолюбивым китайцам, нашим современникам, удалось воплотить в жизнь этот образ на благодатной китайской земле в XXI веке.
Цветущий край
Как и полагается, в каждом раю должна быть буйная цветущая растительность. Улицы и дома, утопающие в огромных лапчатых хвойных и лиственных деревьях, цветущих кустарниках, грейпфрутовых деревьях с идеально круглой выстриженной кроной и такими же круглыми шарами плодов.
Живые изгороди из ставшего родным для нас гибискуса (древовидного пиона) в идеально чистом состоянии на отбойниках многополосных автомагистралей и многоуровневых футуристических эстакад.
Огромные листья уже отцветших, к сожалению, лотосов, укрывающих гладь озёр и прудов, представляющие совершенно неземное, потустороннее зрелище.
Родные глазу одессита ивы, такой высоты и густоты кроны, что ещё раз понимаешь – такие могут быть только в раю.
Поражающий своей способностью к сохранению различных диковинных форм самшит (буксус) – от высаженных, как по линейке, бордюров, сплошных стен-изгородей до высоких цветущих деревьев, благоухающих, уж поверьте мне, совершенно райским ароматом. Этот аромат разлит повсеместно и напоминает о себе нотками волшебного шлейфа на протяжении ещё нескольких дней после возвращения из Китая.
«Ничего удивительного, просто тропический климат»– скажете вы. А вот и нет, дорогие мои читатели. Всё это буйство выращено кропотливым трудом на глинистых почвах – глинозёме и краснозёме, которые у нас считаются тяжелыми и сильно уплотняющимися. После дождей и полива на их поверхности образуется почвенная корка, которая плохо пропускает воздух. Основное мероприятие по улучшению качества глинистых почв – придание им рыхлой комковатой структуры путем постоянного рыхления и регулярного внесения разрыхляющих компонентов, таких как крупнозернистый песок, торф, зола, известь.
И китайцы выиграли этот бой с почвой. И тут, и там повсеместно работают целые бригады муниципального «зелентреста», более похожие на штурмовиков, – крепкие мужчины в касках и спецодежде в рост. Как они отличаются от наших разрозненных пожилых усталых женщин в тощих жилетках, высаживающих одноразовые клумбы с растениями, которым не суждено дожить до следующего сезона…
В Китае – строительный бум, прекрасные высотки в стиле раннего конструктивизма с элементами позднего арт-деко в благородной охристо-коричневой гамме (ничего зелёного, голубого или розового) вырастают как грибы. И это типовая застройка, с квартирами для обычных китайцев. Принятые в эксплуатацию дома полностью заселены и сияют огнями, а не стоят тёмными призраками, отсвечивая баннерами «Продам», как у нас.
Вернёмся к цветам и деревьям. Высотный дом в Ханчжоу в стадии строительства, ещё не окончена внутренняя отделка, а у подножья дома уже разбит полноценный сад, практически не повторяющийся по ландшафтному дизайну. Каждый из молоденьких саженцев, в несколько рядов окольцовывающих дом, подпирается с четырёх сторон своеобразными деревянными сваями с рычагами распорок для коррекции роста дерева.
Такие подпорки под стволами деревьев можно встретить везде – на тротуарах, в садах, парках, даже у взрослых деревьев, если вдруг накренился ствол или ветви растут в одну сторону. Если дерево очень высокое и направление роста ствола или веток подлежит выравниванию, а подпорок такой длины просто не бывает, стройность дерева корректируют системой толстых тросов, которые крепят металлическими скобами к земле. Китайцы – перфекционисты и в этом вопросе, хотят, чтобы стволы деревьев были идеально ровные.
Считается, что если растение чувствует заботу и внимание, то отвечает сторицей, буйным цветом и плодоносностью. У китайцев уход за растениями – не только искусство, часть национальной культуры, но и каждодневные тяжёлый труд и неустанная забота. Ощущение «рая на земле» – результат именно такого отношения ко всему произрастающему.
Полноводные реки и озёра
Особенное отношение китайцев к воде объясняется не только тем, что это одна из основных стихий природы, но, прежде всего, тем, что это источник и неотъемлемая часть всего живого на Земле. Любование текущими струями воды нашло отражение в китайском искусстве – музыке и каллиграфии, в китайской символике и народном эпосе, в китайской архитектуре и даже в ландшафтном дизайне. Трепетное отношение к воде не помешало китайцам понять, что экономия воды ведёт к засухе, умиранию и антисанитарии.
Вот и в Ханчжоу всё так «колосится», потому что китайцы не жалеют воды. С раннего утра, когда все ещё спят, на работу выезжают поливальные машины, моющие мостовые и проезжую часть. Да, почти такие же, как у нас в тщательно вычёркиваемом из памяти прошлом. Одно важное отличие – струя из брандспойта поливальной машины имеет нереальную силу и напор. Ну, и ливнёвки работают как часы: за время своего пребывания не видела ни одной, забитой мусором и листьями, для сравнения – у нас забита каждая вторая.
Такое применение воды вызвано не только близостью малых и крупных рек, впадающих в Жёлтое море, но и ирригационным Гранд-каналом Пекин – Ханчжоу, вырытым ещё в древние времена для питания засушливых северных провинций Китая. Наверное, дорогие мои читатели старшего поколения помнят проект по смене направления течения крупных рек, осмеянный, в своё время всеми, кому не лень. А неутомимые китайцы смогли осуществить нечто подобное, да ещё и в давние времена, без технологий и цифровизации!
Водная стихия отблагодарила сполна трудолюбивый народ. Например, на воде канала открыта, на мой взгляд, жемчужина туристических достопримечательностей – старинная китайская деревня Учжень, китайская Венеция.
Аутентичная архитектура домов с резным деревянным декором, чёрная фигурная черепица и консоли с магическими изображениями, каменные и деревянные мостики через канал, дизайн которых не повторяется, чудесные набережные с резными беседками и ступеньками, сбегающими в воду. Катание на крытых лодках, похожих на гондолы, ресторанчики и кафе в каждом домике, где готовят китайскую еду прямо на глазах голодных туристов, выстраивающихся в очереди. Рыба, плещущаяся ночью под окном вашего современного по инфраструктуре и старинного по дизайну отеля, дополнит ни с чем не сравнимое удовольствие.
Предполагаю, что кто-то из моих дорогих читателей вспомнит, что и у нас в Украине есть своя деревня на воде – знаменитое Вилково, поселение староверов, куда до сих пор возят туристов и где во всячески забываемое нами время разводили лягушек для экспорта во Францию. В соседней Килие тогда даже выращивали рис. В настоящее время от всей этой экзотики остались только водные протоки между покосившимися мазанками, то есть то, что создала сама природа. Почему же у нас не получается преобразовывать окружающее пространство, как у китайцев?
Ответ прост – нет государственных дотаций для содержания музеев, культурных центров, туристических достопримечательностей. Любой владелец самого маленького домика на воде в Учжене, получающий доход от одного номера на втором этаже и кафешки в три столика, продающий изделия народных китайских промыслов как сувениры, кроме всего прочего, получает дотацию от китайского правительства на содержание своего отеля в привлекательном для туристов виде.
Кроме того, правительственные инвестиции позволяют поддерживать инфраструктуру и коммуникации культурного центра на суперпрогрессивном уровне. Это и парк электромобилей, и 700 парковочных мест, Международный интернет-выставочный и конференц-центр. Центр состоит из трех зданий: конференц-центр (28000 кв. м), приемный центр (7500 кв. м) и выставочный центр (24500 кв. м) с юга на север. Например, старинная высочайшая пагода в центре деревни раздаёт Интернет 5G во все точки культурного центра. Такая вот продвинутая старина на воде!
Ангелы
Как и полагается, в каждом раю есть свои ангелы. У нас это были китайские студенты-волонтёры университета иностранных языков в Ханчжоу. Неутомимая стайка заботящихся и, как и полагается настоящим ангелам, охраняющих нас во время путешествия, переводящих на английский язык, поселяющих в номера, следящих за непутёвыми взрослыми, так и норовящими потеряться в толпе других туристов, фотографирующих наши столь неюные лица и неспортивные фигуры. Все эти тяготы легли на хрупкие юношеские плечи, но я ни разу не наблюдала слёз, истерик, выяснений отношений, нетерпения, как, впрочем, не видела сигарет, вейпа или пива в их руках.
У китайской нации великое будущее, если молодёжь столь целеустремленна, ответственна и трудолюбива. Просто как ангелы!
Творец
Как и полагается, в каждом раю есть свой творец. В Китае – это государство, берущее на себя ответственность за решение народных проблем, защищающее обычных китайцев, но и карающее за грехи коррупции и воровства. И народ поддерживает такую политику государства – прогнозированную, ориентированную на стабильность и процветание.
Чтобы познакомиться с диапазоном деятельности китайского государства в медийной сфере, мы и прибыли в Ханчжоу, столицу провинции Чжэцзян, в частности в её медиацентр ZRTG.
Эта гигантская медиакорпорация была основана 8 ноября 2001 года в результате слияния радиостанции Чжэцзян, телеканала Чжэцзян и ряда других смежных структур. Как официальные средства массовой информации под непосредственным руководством правительства провинции Чжэцзян, ZRTG насчитывает 7800 сотрудников и управляется как Административным комитетом провинции, так и Редакционным комитетом. Сегодня ZRTG управляет 20 телевизионными и радиоканалами, включая один канал спутникового телевидения (ZJSTV) и 10 местных телеканалов. Программное вещание фокусируется на городской жизни, бизнесе, образовании и технологиях, кино и развлечениях, отдыхе, новостях и текущих событиях, интересах детей, покупках. Есть и международный канал – это медиаконтент ZRTG для зарубежной аудитории. В ZRTG есть восемь радиоканалов, распространяющих контент о новостях, текущих событиях, экономике, музыке, трафике, городской жизни и путешествиях. Каждый день ZRTG производит до 450 часов программного вещания. ZRTG уже несколько лет подряд входит в число 500 лучших китайских брендов. Это лучший медиабренд в провинции и пятый в стране.
ZRTG имеет 14 дочерних компаний, полностью принадлежащих компании, в сферу деятельности которых входит производство фильмов и телевизионных программ, передача по сети, маркетинг оборудования, строительство и гостиничный комплекс, в котором мы и останавливались.
ZRTG все больше инвестирует в технологии и оборудование для достижения более высокого уровня цифровизации, например создали 27 студий цифрового вещания различных размеров и функций.
Рискуя утомить вас, дорогие мои читатели, перечислением цифр и характеристик, всё же попрошу обратить внимание на важнейший момент. Все эти цифры и характеристики относятся к китайскому провинциальному медиацентру, находящемуся в государственной собственности. По статусу этот центр соответствует нашей Одесской областной государственной телерадиокомпании, совершенно нищему и самому отсталому в плане оборудования и контента медиаресурсу в Одессе и области. Сравнивая их, можно со всей очевидностью понять разницу в уровне финансирования правительством сферы СМИ, да и других областей народного хозяйства. Вот в чём причина китайского процветания…
Нам же, украинцам, стоит задуматься – для чего обычному человеку государство, превратившееся из защитника прав в регистратора рождений и похорон, к тому же облагающее граждан немыслимыми налогами и тарифами? Может ли стать творцом рая для своих граждан такое государство? Сомнительно…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.