Жесткое испытание на выживание украинского народа и способность активистов «гражданского общества» к самозащите устроили в конце прошлого года возглавляемые Денисом Шмыгалем чиновники Кабмина Украины (КМУ) и в декабре на заседании КМУ утвердили (словно штампуя) целый ряд спорных решений с признаками «дерибана» национальных богатств и тотального «ограбления» сограждан. Самая скандальная из затеянных измен – удвоить «тариф» на электроэнергию для населения и повысить плату на другие «жилищные» услуги, что для миллионов малоимущих сограждан подобно «ценовому геноциду». Это ожидаемо вызвало протесты в разных формах, но решающий шаг к исправлению ситуацию могут сделать лишь правоохранители или политики, которые вышибут с руководящих постов нынешних чинуш «под собой не чующих страны». Для такой зачистки «кормушек» КМУ и других «центральных органов» (ЦО) достаточно правовых оснований, начиная с судебного обжалования Постановы КМУ №1325.
«Хитрая» измена в стиле «ночных директоров»
Важное для благосостояния и хозяйственной деятельности всех жителей Украины решение повысить мзду за потребление электроэнергии и вмешаться в ценообразование на общеукраинском «рынке» производства и потребления электроэнергии чиновники КМУ стараются «припрятать» от полагающейся общественной экспертизы. Для этого использовали целый ряд ухищрений.
Во-первых, назвали это Постановление КМУ, не раскрывая сути новшества, «Про внесення змін до постанови Кабінету міністрів України від 5 червня 2019 р. №483». Даже юристам, чтобы понять, в чем «соль» документа, надо потратить немало времени на изучение предыстории появления такого документа. При том, что большинство принятых на том заседании других постановлений и распоряжений КМУ озаглавлено гораздо конкретнее, например:
Во-вторых, постарались «затерять» среди перечня десятков одновременно утвержденных на заседании постановлений и распоряжений то указание о начале с 1 января «тарифного геноцида». А его название и порядковый номер нигде не афишировали (в новостях о деятельности чинов) пресс-службы КМУ и «профильного» Министерства энергетики.
В-третьих, искажая суть серии новаций, прописанных в том Постановлении №1325, стали активно выпячивать в СМИ лишь одно из них: о том, чтобы продлить до 31 марта с. г. (вместо 31 декабря 2020 г.) оплату госпредприятию НАЭК «Энергоатом» (активно разоряемого с 2014 года) по заниженной цене (ниже себестоимости, как считают эксперты). Такую дискриминационную и противозаконную меру агенты коррупционных «схем» назвали «покладенням спеціальних обов’язків» (ПСО), подобных «барщине», и всячески пытаются таить, что удумано это не ради «соцпомощи» малоимущим потребителям электроэнергии, а для перераспределения денег для получения сверхдоходов частным владельцам сети менее эффективных электростанций. Им оплачивают (через организацию-посредника) поставки производимой электроэнергии – по более высоким «рыночным» ценам. Таким переделом реальных доходов приписывают «рентабельность» старым ТЭС (большинством их владеет корпорация Рината Ахметова «ДТЭК») и планово-убыточным – солнечным и ветровым (из категории т. н. «альтернативной» энергетики, она же – green и «возобновляемых источников»).
В-четвертых, отвлекая внимание от повышения цен на электроэнергию, сам и. о. министра энергетики Витренко взялся активно рекламировать некие «компромиссные» варианты снижения (подстроенного одновременно) повышения тарифов и на транспортировку газа (также повышены и тарифы на водоснабжение).При этом пресс-служба Минэнергетики посмела публиковать лживое уверение, будто пока (до отмены ПСО) бытовые потребители не ощутят повышения цены, а сама Постанова №1325 вызвана… заботой о народе:
«Постанову прийнято з метою уникнення стрімкого зростання тарифу для населення вже з січня наступного року. Так, термін дії чинного механізму ПСО спливає 01.01.2021, і у разі неприйняття запропонованих змін ціна на електроенергію для побутових споживачів мала б формуватися на ринкових умовах, що призвело б до різкого, більш ніж в 2,5 рази, зростання тарифу на електричну енергію для населення (до близько 3.30 грн/кВт год).
Відповідно, зазначеною постановою визначено єдину фіксовану ціну на електричну енергію для побутових споживачів – 1,68 грн/кВт год. Фактично, тариф для населення до 31.03.2021 збережено на поточному рівні (не враховуючи пільгову ціну за перші 100 кВт год/міс)».
Самоуверенные пропагандисты из поколений «миллениалов» попытались обмануть сограждан, учивших арифметику еще в дореформенной школе и считающих гривны не абстрактно, а выкраивая вариант покрытия растущих затрат из скромных сумм своих обесцениваемых (другими махинаторам) «пенсий». Для этого предлагали игнорировать («не враховувати») суть новации: отмену «льготного» тарифа на первые 100 кВт/час в каждом месяце.Подобные уловки в эру «застоя» применяли (прозванные за самоуправство «ночными директорами») воровитые сторожа общественного и государственного имущества:
«Ой, что-то опять что-то пропало? Ну вы не горюйте: сейчас залатаем лаз в заборе, чтоб такое больше не повторялось».
Но украинцы не столь наивны, как хочется «реформаторам», и в Постановлении №1325 разглядели главное:
Протесты разные важны, но эффективна «чистка» кадров
Затеянное под Новый год разорение миллионов украинских «бытовых потребителей» подменой тарифов помогло оперативно изобличить неподконтрольные КМУшникам СМИ. И обираемые граждане стали разными способами заявлять протесты.Так, уже 30 декабря уходящего года на сайте Президента Украины блогер Елена Головатая зарегистрировала обращение («петицию») с требованием «запретить повышение стоимости электроэнергии для населения, производить льготное начисление оплаты пенсионерам и людям из семей, доход которых после взимания налогов не превышает 5000 гривен на человека, установить дифференцированную оплату, прекратить геноцид нации!».
Под этим ожидаемо стали набираться голоса поддержки, масса которых важна не только для понуждения клерков известить главу государства о таком воззвании, но и показать, насколько повредит рейтингу ныне правящей команды игнорирование беды тех, в чьих «слуг» они рядились на выборах.
Протестовать поддержкой интернет-обращений – комфортно и доступно («диванной армии») имеющим соответствующие технические средства и опыт. Но масса людей пенсионных возрастов, для которых «тарифный геноцид» особенно ощутим, предпочли участие в уличных акциях. Такие митинги иногда с блокированием проезда по автодорогам (в ущерб людям, не виновным в опротестовываемых деяниях) были проведены после праздничных выходных во многих регионах, не исключая Одесчину.
При этом организаторы зачастую устраивали пикеты возле резиденций местных советов, а не госадминистраций, подчиненных КМУ с АП и выполняющих поступающие оттуда указания (включая «геноцидные»). Такую подмену «адресатов» пикетов можно расценивать как попытку «перевода стрелок» (что практикуют некоторые неудачники местных выборов). Но, возможно, это проявление новой (опасной для государства) тенденции: народ разуверился в договороспособности чиновников ЦО и уповает лишь на заступничество депутатов местных (городских, районных, областных) органов власти как более доступных.
Менее всего пока использован более трудный, но действенный метод оспаривания деяний лиц, «геноцидящих» народ, – через обращения с исками в суды. В случае с принятием Постановления КМУ №1325 подобное имеет «перспективу позитивного решения»: слишком грубо КМУшники допустили «превышение власти».
КМУ Шмыгаля – зарвался…
Денису Шмыгалю, мнящему себя «премьером» (чиновником №1), временно занимающему пост главы КМУ, стоит соблюдать не только внешние приличия (избегая панибратства и откровенных высказываний в адрес президента, чем подставил свою «команду» предшественник Гончарук). Политически не менее важно соблюдать нормы действующего законодательства. Увы, нынешний глава правительства позволяет «не враховувати» даже прописанное в ЗУ «Про Кабінет міністрів України». Сравнивая его текст с деяниями Д. Шмыгаля и его подчиненных, можно выявить существенные «отступления».
Так, в статье 1 ЗУ о Кабмине указано, что это собрание разных умников – не самые главные в государстве, а являются лишь исполнителями «вищим органом у системі органів виконавчої влади» и не уполномочены самовольно изобретать новые правила бытия украинцев. Их действия должны вытекать из решений Верховной Рады и Президента Украины. Поучительна политическая кончина одного из предшественников Д. Шмыгаля, который уверовав в силу покровительства посла США, зарвался в своем самоуправстве и был с позором (хотя и с букетом) лишен должности и вынесен из зала заседаний украинского парламента.
Приняв Постановление №1325, чинуши не указали, чем же они руководствовались: профильный комитет Рады такого не предлагал, а президент Зеленский, наоборот, высказывал пожелание найти решение проблем дефицита госбюджета – не в ущерб бюджетам семей своих избирателей. Кто же склонил Дениса Шмыгаля с подельниками на меры, попахивающие «тарифным геноцидом»?
Вероятно, близки к истине подозревающие, что для нынешнего главы КМУ важнее любых ЗУ – «ЦУ» от бизнес-группы Рината Ахметова, прослывшего «непотопляемым олигархом» Украины. Правда, после утраты в 2014 году контроля над Донецком тот прикупил (как про запас) резиденцию не под Киевом, а во Франции – с перспективой безвылазного выезда, как случилось с «коллегой» Дмитрием Фирташем. В одной из компаний «непотопляемого» Денис Шмыгаль долгое время служил до назначения в КМУ, а на новой должности участвовал в принятии спорных решений к выгоде прежнего «хозяина». Передел правил на энергорынке и нынешнее поднятие «тарифов» – лишь часть такой серии. 28 декабря 2020 г. также были приняты решения о дележе между «олигархами» нефтяных скважин на месторождениях, разведанных госпредприятием «Госгеонедра». И очередной «куш» Распоряжением № 1658-р был отдан частной компании Oil & Gas Overseas Trading B.V., которую эксперты относят к бизнес-группе Р. Ахметова. Ранее та компания «засветилась» судебной тяжбе за права на Пирковское нефтегазоконденсатное месторождение в Полтавской области: тогда этим новоявленным «нефтяникам» отдала предпочтения зависимая от КМУ Межведомственная комиссия по организации заключения и выполнения соглашений о распределении продукции. И тем «своим» 28 декабря от Кабмина выделили новый «подарок».
Такую тенденциозность нынешнего состава КМУ не раз уличали оппоненты. Но в случае с «обновлением» тарифа на электроэнергию скандал чреват политическими последствиями, если протесты продолжатся и усилятся после неминуемой отмены ПСО.
В данном случае КМУ Шмыгаля грубо нарушил и антимонопольное законодательство Украины: принимая постановления и решения, вмешались в компетенции единственного полномочного на то органа – Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Это произошло вследствие фактического извращения целей и задач этого ведомства, где властные монополисты тоже поставили к власти «своих».
Но это никак не оправдывает Д. Шмыгаля, под чьим главенством КМУ заподозрен в проведении геноцида вместо выполнения основной обязанности, четко описанной в ЗУ:
«2) вжиття заходів щодо забезпечення прав і свобод людини та громадянина, створення сприятливих умов для вільного і всебічного розвитку особистості».
При этом легко доказать, что законодатель подразумевал под понятием «особистості» не только «олигархов» и их слуг, но и всех граждан Украины.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.