Двумя жемчужинами итальянского веризма (от слова «веро» — истина) завершился фестиваль «Зимний променад» в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.
Правдивость в отображении разговорных интонаций, бытовых сюжетов и эмоций (натуральные рыдания здесь разрешены и даже предписаны) обеспечивает особый эффект. Поэтому вполне достаточно концертного исполнения с элементами театрализации. Сложных декораций тоже не понадобилось, были видеопроекции на прозрачном кубе из нитяных занавесов (напомним, эту оригинальную конструкцию для всего фестиваля создал главный художник ОНАТОБ Игорь Анисенко).
Оркестр находился в глубине сцены, и дирижер Вячеслав Чернухо-Волич стоял спиной к солистам, но те могли следить за движениями маэстро по мониторам, стоящим ниже уровня зрительского глаза. Оперу Руджеро Леонкавалло «Паяцы» (режиссер — Эдуард Мартынюк) и оперу Пьетро Масканьи «Сельская честь» (режиссер — Павел Кошка) зрители приняли с восторгом. Театр время от времени обращается к этим популярным операм на тему супружеской неверности, а сейчас в них сделаны особые режиссерские акценты.
Так, «Паяцы» приближены к сегодняшнему времени, что оправдано: труппы бродячих комедиантов, работающих в стиле «комедия дель арте», популярны до сих пор. И в Одессу они время от времени наведываются... Так что пусть никого не шокируют брюки актрисы Недды (Юлия Терещук) или мобильный телефон в руках у лицедея Беппо (Павел Смирнов). Во время представления, собрав сельскую публику, артисты наденут традиционные костюмы театра масок, балахоны, воротники, все, что полагается. И двигаться будут преувеличенно размашисто, выразительно, особенно Беппо, он еще и ловко распластается на сцене в конце арии. Театр масок немыслим без хорошей физической подготовки. Правда, судя по всему, комедианты тоже предлагают концертное исполнение, ведь перед ними стоят пюпитры с нотами, которые Беппо будет убирать в сторону, когда обезумевший от ревности Канио (Александр Шульц) потребует назвать имя любовника, размахивая ножом...
В исполнении Александра Стрюка Пролог становится мистической фигурой — это персонаж в маске, который стоит за действиями Канио (подталкивает к роковому шагу буквально в спину) и явно незаметен для всех остальных героев. Отлично ему удается финальная фраза: «La commedia e finita!». Хотя в реальном сюжетном конфликте очевидна злая воля лицедея Тонио (народный артист Украины Василий Навротский), не позволившего пташке-Недде упорхнуть к сельскому поклоннику Сильвио (Богдан Панченко) — пусть уж лучше Канио зарежет обоих, не досталась мне, так не доставайся же никому! Но Пролог парадоксальным образом не снимает ответственности за происходящее с Канио, ведь это он впустил в свою душу демонов гордости и самолюбия, возненавидел себя за то, что клоун, «паяц». А ведь мог бы гордиться своей прекрасной профессией, как Беппо!
Без явной мистики, но не без идеи о возмездии обходится действие «Сельской чести», ведь даже в праздник Пасхи герои не прекращают совершать прелюбодеяние, предаваться зависти и даже драться на коротких клинках (схватка происходит за сценой). На прозрачном кубе, раздвинутом до состояния ромба, повисает дамокловым мечом крест. Режиссер Павел Кошка для себя выделил фигуру мамы Лючии (заслуженная артистка Украины Елена Стародубцева) — этот персонаж как раз не совершает ничего дурного в святой день. Мамой Лючией руководит святая материнская любовь... А ее легкомысленного сына Туридду воплотил на сцене итальянский тенор Симоне Фредиани, продемонстрировавший и прекрасный вокал, и несомненное актерское мастерство. Он мог бы выступить и в «Паяцах», так как партия Канио — из его коронных.
Будем надеяться, Симоне Фредиани еще не раз посетит Одессу. Артист ведет активную концертную деятельность, участвует в вокальных фестивалях и конкурсах, сотрудничает с лучшими итальянскими театрами и дирижерами, принимает участие в европейских постановках, выезжает на гастроли в Испанию, Румынию, Молдову, Россию, Китай. В 2014 году певец стал обладателем премии Микеланджело Куписти на фестивале Пуччини в Торре-дель-Лаго (Италия). Органично войдя в одесскую постановку, Симоне Фредиани прятал глаза от брошеной невесты Сантуццы (Наталья Павленко), напротив, поедал взглядом возлюбленную Лолу (Анастасия Мартынюк), пробовал вино чуть ли не из каждой бутылки, припасенной мамой Лючией, и не тушевался перед соперником в любви, возчиком Альфио (народный артист Украины Виктор Митюшкин), предчувствуя печальный исход, а ведь этому парню так хотелось жить... Мужья, взгляните на себя со стороны и учитесь решать конфликты без фанатизма!
Фестиваль завершен, но совсем скоро театр отметит 125-летие композитора Карла Орфа сценической кантатой для балета, хора и оркестра «Carmina Вurana» — 28-го и 29 февраля увидим это действо в режиссуре и хореографии Герарда Мостерда. Вот уж где тоже бушуют страсти вкупе с назиданиями религиозного характера...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.