АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Третье христианское кладбище. Забытое и разрушенное


30-01-2021, 16:00 |

От этого кладбища остался только небольшой кусок по улице Боровского (район 2-й Заставы), который почему-то до сих пор именуют «румынским». Большая же часть его была снесена, а позже застроена жилыми домами и заводами. Впрочем, как и многие другие кладбища в нашем городе в советский период.

К концу XIX века Одессе опять стало не хватать мест для захоронений. Первое городское практически уже не функционировало, там проводились единичные погребения. Второе христианское, хоть и открылось не так давно, уже не справлялось с нагрузкой. Нужно было выделить участок под кладбище для погребения по «шестой категории», то есть для самых бедных.

11 февраля 1894 года Городская дума издала распоряжение про отведение за Тираспольской заставой участка для нового погребального комплекса, а уже в мае было открыто Третье христианское кладбище. На огромном участке в 90 десятин для 3-го кладбища сначала был отведен участок в 5 десятин и далее по мере надобности выделялись участки в таком же размере. Кладбище сначала окопали рвом, было построено помещение для двух гробокопателей, которые были переведены сюда со Второго христианского.

Но Городская управа отказала в прошении, сославшись на то, что такие дела решает Городская дума. Чем закончилась эта история, пока неизвестно.

На Третьем христианском кладбище в основном хоронили бесплатно бедных, а также умерших в больницах и благотворительных учреждениях. За счёт города копали могилы и устанавливали кресты. На пожертвования городского головы Г. Г. Маразли на кладбище была построена часовня для отпевания покойников. В фондах областного архива сохранилась запись о деле «О сооружении на средства Г. Маразли на Новом кладбище за Тираспольской заставой часовни имени Александра Невского». Дело, датированное 20 декабря 1894 г., не сохранилось.

Уже в первые годы существования некрополя тут ежегодно хоронили около 3000 особ. Со временем количество захоронений увеличилось. Одесские газеты теперь сообщали информацию по трём городским кладбищам. «Одесские новости» в январе 1898 года писали: «В прошлом году на трех городских кладбищах погребено 4499 обоего пола — менее 1896 года на 392 человека». В 1905 году на Третьем кладбище было похоронено 5180 умерших. Это составило половину умерших одесситов в том году.

С позволения Городской думы в марте 1897 года для католической общины был отведён участок размером в три десятины с условием постройки такой же ограды, как и на православных участках. Лютеранам участок достался лишь в 1915 году размером в 1 десятину, но взамен у них забрали участок на Втором христианском кладбище. В июне 1915 года также был выделен участок размером более 3 десятин для захоронений погибших воинов Первой мировой войны. В том же году была построена Свято-Серафимовская церковь. Её первым настоятелем стал Владимир Ксенофонтович Здетовецкий. Здесь же находился и дом, в котором жил этот священник.

В первой половине 1918 года было похоронено 569 человек, большую часть которых составляли жертвы пандемии испанки.

Также там хоронили и жертв гражданской войны в Одессе. Известный исследователь Р.А.Шувалов приводит сведения о том, что после захвата белогвардейцами Одессы 24 августа 1919 года родственники и сослуживцы погибших через городские власти добились массовой эксгумации трупов на Третьем христианском кладбище и перезахоронения их на Втором христианском и втором еврейском. Переносили тогда только опознанные тела. Так, например, 31 августа того года был перезахоронен на второе кладбище расстрелянный Одесской ГЧК генерал от инфантерии, Одесский генерал-губернатор в 1917 году — Эбелов Михаил Исаевич.

В межвоенный период кладбище продолжало функционировать. Тарифы на захоронение на Третьем христианском оставались самыми низкими. Для трудящихся 1-й категории — 4рубля. Тогда как на Слободском — 6 рублей, а на Втором христианском и втором еврейском — 22.50!

В 30-х годах была разрушена церковь. Настоятель Крыжановский Иоанн Стефанович в 1931 году был арестован по делу о церковной контрреволюционной организации и получил три года концлагерей.

По словам исследователя Александра Чилея, после Второй мировой войны Входо-Иерусалимский храм был расширен двумя приделами: один придел в честь святого архангела Михаила, а второй придел в честь святого преподобного Серафима Саровского — это именно в память о разрушенном храме Серафима Саровского на Третьем христианском кладбище. Но и этот храм в 60-е годы был разрушен.

И, видимо, в конце 30-х годов начинается ликвидация этого огромного кладбища. Но тут планам помешала война.

В прессе оккупационного периода попалось описание этого некрополя. В апреле 1943 года некий В. Александров писал: «Вдали за городом, между 1-й и 2-й Заставами, находилось упраздненное большевиками в 1937—1938 гг. Третье христианское кладбище, так называемое, химическое кладбище, по причине того, что рядом с ним находился химический завод. Кладбище это, по справедливости, могло называться кладбищем бедняков. С городских окраин, из больничных моргов отправлялась туда, к месту своего последнего упокоения, беднота, чтобы там под сенью самодельных крестов из старых кусков рельс, железных труб, а то и просто деревянных планок обрести вечный покой. Почти лишённое растительности, это кладбище производило самое унылое и безотрадное впечатление. Несколько чахлых деревьев и кустиков были тоже наполовину мертвы. Та сторона их, которая обращена была к заводу, была лишена листьев, высушенных ядовитыми испарениями завода, которые в виде клочковатого тумана окутывали иногда кладбище, и тогда казалось, что это тени умерших скользят между могил. Горожане по большей части знают только понаслышке, что есть где-то такое «химическое кладбище». Те же, кто похоронил там своих близких, были обычно настолько обременены борьбой за существование, что не могли подолгу предаваться скорби на могилах своих близких, и кладбище это посещалось сравнительно мало».

Он же рассказывает, что одесситы ещё помнят кровавый след, который тянулся от ворот дома на Маразлиевской и до Третьего христианского кладбища, в общих могилах которого покоятся 65000 преимущественно интеллигентов.

После окончания войны кладбище постепенно было стёрто с лица земли. Был оставлен участок для захоронения военнопленных, его огородили колючей проволокой. Сначала был уничтожен участок №1, где погребения не проводились с 1910-х годов, а потом уже и остальные.

В том месте, где были храм и дом причта, появились жилые дома (ул. Житкова), вся остальная территория была отдана под застройку промышленными предприятиями («Кислородмаш», Механический завод по изготовлению строймеханизмов и др.).

Исследователь А.В. Юнгмайстер в своей работе «Военнопленные и интернированные на Украине и в Одесской области 1944—1951 годов» приводит данные о том, что на спецкладбище лагеря №159 и спецгоспиталя №3986, согласно сведениям областного управления МВД, захоронено 679 военнопленных 20 национальностей. По этим данным последним там 1 января 1951 года был погребён румынский капрал Краучук Василий Петру. Но это, конечно, не все. Во время реставрационных работ было найдено 3 братские могилы, но количество захороненных там неизвестно.

До середины 60-х годов кладбище всё ещё охранялось. Потом было забыто и заброшено до 90-х годов. Тогда усилиями сотрудников ОНУ во главе с А.А. Суриловым на центральной аллее кладбища был сооружён высокий деревянный крест. Позже участниками «Немецкого Народного Союза по уходу за воинскими захоронениями» кладбище было приведено в порядок.

Андрей КРАНТОВ. Краевед


Газета: Вечерняя Одесса
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.