В будний, но тёплый мартовский день на Приморcком бульваре в преддверии Международного женского дня оказалось мало места для двух мирных демонстраций. Благодаря интеллигентности обеих сторон и присутствию правоохранительных органов противостояние позиций удалось привести в более-менее мирное русло. Но вопрос остался и заслуживает спокойного обсуждения.
Одна демонстрация была организована женским движением в защиту женских прав в различных сферах повседневной жизни. Другая демонстрация была организована движением «Традиции и порядок». Сторонники этого движения считают, что если бороться за права, то нужно бороться за права всех людей, независимо от их гендерной принадлежности. Более того, есть мнение, что подчёркивание женского пола в борьбе за права умаляет достоинство женщин.
Для Европы эта мысль не новая. В Норвегии, где в начале двадцатого века впервые в мире женщины получили право голоса на выборах в парламент, сегодня не принято подавать девушке руку, когда она, спускаясь по ступенькам, выходит из трамвая. Девушка наравне с юношей в состоянии самостоятельно выйти из транспорта и не нуждается в символах мужского превосходства. В Норвегии женщина в силу обстоятельств или по предложению мужчины может вместе с ним поужинать в ресторане. Но если она в совместном ужине видит только дружескую беседу и ничего более, она попросит официанта принести два раздельных счёта и самостоятельно рассчитается за свой ужин. Такие бытовые понятия, как «продинамить» или «раскрутить мужика на бабки», на норвежский язык не переводятся. Примерно такая же ситуация существует во многих странах Европы.
Действительно, борьба за человеческие права и достоинство должна иметь всеобщий характер, без гендерных различий. Такие права, как свобода слова, свобода вероисповедания, право на труд, право на отдых, право выбирать и быть избранным и ряд других прав должны иметь все люди, независимо от пола. Согласно законам природы, все рождаются свободными и с равными правами на жизнь. Но есть и другие важнейшие законы природы, которые никто не пересматривал и которые нельзя игнорировать, — это законы продолжения жизни на земле.
Мужчины не могут упрекать ни себя, ни Природу в том, что именно на женщин возложена в наибольшей мере особая миссия продолжения рода, многомесячного и проблематичного вынашивания плода, непосредственно процесса деторождения с риском для собственного здоровья и жизни и последующего вскармливания ребёнка материнским молоком. По сути, речь идёт о достойном и многовековом выполнении героической миссии. Массовый характер героизма нисколько не обесценивает самого героизма. Мы воздаём должное героям, добившимся успехов в космосе, в науке, в спорте, на полях сражений. Мы вручаем им награды, дарим цветы и подарки. Устанавливаем на законодательной основе льготы, и никто не считает, что мы тем самым унижаем достоинства героев. Если мы в один из 365 дней года выделяем хотя бы один день, чтобы вспомнить и отдать должное героической миссии наших матерей, жён, сестёр и прекрасных коллег по работе, то неужели мы этим самым умаляем их достоинство?
Думаю, что в этом случае, отдавая должное нашим матерям и подругам, мы утверждаем и своё собственное достоинство. Понятно, что уважительное отношение к нашим матерям и жёнам не ограничивается единственным днём международного праздника. И не виноват этот праздник в том, что в своё время его политизировали. Феномен политизации праздников и даже природных явлений имеет многовековой и глобальный характер. В Древнем Египте считали, что разлив Нила и обильный урожай происходят по воле фараона, а выход солнца из затмения — по воле верховных жрецов. В СССР удачный урожай называли сталинским. Во Франции считалось, что солнце встаёт вместе с королём Людовиком Четырнадцатым. В Древнем Риме в день рождения богоподобного императора нужно было в жилищах развешивать гирлянды и зажигать светильники. В нацистской Германии хорошую погоду называли гитлеровской. В одной из восточных стран пели, что горы в стране высоки, реки глубоки, а мудрость вождя выше гор и глубже рек. Мы избавились от этой политизации. И слава Богу!
А вот с борьбой за права людей всё не так просто. Для большей ясности посмотрим на историю вопроса.
История имеет прецедент, когда в государстве существовали равные права для людей независимо от их пола. 2700 лет назад на территории теперешней центральной Италии, в районе древнего города Тарквиния, существовали загадочные этруски, опередившие своё время в ряде социальных и научных вопросов, а также в уровне интеллекта. Они имели письменность и нотную грамоту, много читали, имели понятие о качестве жизни, имели первую в мире книгу о вкусной и здоровой пище, занимались спортивными играми, пением и водили хороводы, надгробия изображали в виде лежащего человека, опершегося на локоть и читающего книгу. Их врачи умели делать трепанацию черепа, а ювелиры изготовляли украшения, тонкость работы которых не могут повторить лучшие современные мастера. Некоторые из этих изделий хранятся в музеях Ватикана. Этруски не признавали рабства. Купленные на внешнем рынке рабы получали статус вольноотпущенников и работали в сфере обслуживания. Гражданские права были равными для всех независимо от пола. Девушки и женщины могли наравне с мужчинами сами выбирать спутника жизни. Этрусские женщины славились умом и красотой. В Древнем Риме считалось престижным иметь жену из племени этрусков. Первая жена Клавдия была из этрусков. Она помогла эпилептику Клавдию стать императором. Вторая жена Клавдия, Мессалина, из римлянок, вошла в историю как синоним распутства. Когда Юлий Цезарь наделил своих легионеров участками земли в районе семи холмов над рекой Арно, и они построили прообраз будущей Флоренции, мужественные легионеры для создания семьи взяли себе в жёны девушек из племени этрусков. Это соединение сильного мужского начала с утончённым женским началом обусловило многовековую генетическую ферментацию, давшую миру эпоху Возрождения с такими гениями, как Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Галилей, Джотто, Боттичелли и другие.
С другой стороны, в Древней Греции положение женщин было крайне бесправным. Их не учитывали при переписи населения, они не имели права присутствовать на стадионе во время Олимпийских игр, не имели права участвовать в театральных постановках. Поэтому женские роли в пьесах исполняли мужчины. Женщины не были защищены государством от домашнего насилия. Защитить их могли только братья в порядке кровной мести. В средние века женщины не участвовали в государственной и общественной жизни, их могли отдать замуж по воле родителей, не считаясь с их личным желанием.
Феминистские движения, появившиеся в Европе и США, подавлялись в ряде случаев жестоким образом. В 1866 году английские женщины в борьбе за свои права впервые направили петицию королеве Виктории. Они просили о праве получать образование в университете, о праве иметь работу, которая позволит им самостоятельно содержать самих себя. Консервативная королева посчитала эту петицию безнравственной и нарушающей традиции государства. Дочери Виктории были другого мнения, но лишь после смерти королевы в начале двадцатого века им удалось расширить участие женщин в жизни общества.
Тем не менее, в тридцатые годы двадцатого века Европа спокойно взирала, как знаменитое немецкое «Три К»: киндер, кухе, кирха, то есть дети, кухня, церковь, как основной круг женской деятельности, получило в гитлеровской Германии новую нацистскую трактовку. Согласно ей, немецкая женщина заслуживает уважения, прежде всего, как поставщик будущих солдат для вермахта. При этом она обязана строго соблюдать чистоту расы. С этой целью в законодательном порядке к одиноким женщинам направляли породистых эсэсовцев в качестве разовых осеменителей.
Положение с правами в двадцатом веке менялось постепенно. Но и сегодня в ряде стран, особенно на Востоке, наблюдается дискриминация по признаку пола. Даже если в Конституциях в ряде стран всем гражданам гарантируются одинаковые права, то вековые традиции и обычаи нередко оказываются сильнее закона. Так, например, не всякая турецкая женщина позволит себе на общественном пляже снять с себя массу одеяний и остаться в одном купальнике. Не всякая греческая женщина войдёт одна в кофейню, где сидят лишь мужчины. Не каждый японский мужчина согласится работать в отделе, которым руководит женщина. В Японии разводы составляют менее одного процента вовсе не по причине всеобщей семейной гармонии. В то же время в японских женских тюрьмах большинство заключённых отбывает наказание за убийство мужа. Во многих странах Латинской Америки на бытовом уровне сохраняется культ мачо.
Что же касается законодательств, то уже в начале двадцать первого века в Италии и ряде стран Востока законодательством предусматривалось суровое наказание именно для женщин за доказанную супружескую измену. В ряде арабских стран лишь недавно женщинам разрешили пользоваться водительскими правами. А что касается гендерной дискриминации по зарплате, то она в странах ЕС сохраняется по сей день и доходит до уровня двадцати процентов.
В то же время, чтобы никого не унижать, нужно бороться против дискриминации по любым признакам. При переходе в конкретную плоскость нужно делать акцент на дискриминации как таковой, а не на гендерных отличиях пострадавшего. В то же время, увлекаясь уравниванием полов в правах, мы не должны забывать о природных особенностях двух различных организмов. С одной стороны, мы убедились, что женщины могут успешно управлять не только самолётами, но и такими государствами, как Великобритания, ФРГ, Индия, Аргентина и др. С другой стороны, мы не должны удивляться тому, что изнурительным трудом шахтёров занимаются только мужчины, а среди заботливых медсестёр большинство составляют женщины.
Считать проблему всеобщего равноправия решённой — преждевременно, и вряд ли в ближайшее время эту проблему, которой около трех тысяч лет, удастся окончательно решить за несколько часов дискуссии. Тем не менее, хочется преподнести нашим читателям обоих полов поэтический венок от Уильяма Шекспира в переводе автора данной статьи.
Хотя твой образ от меня вдали, Но ты одна, ты лишь одна в моей судьбе. Готов отдать все радости земли За миг прикосновения к тебе.
Ты даришь мне восторг свиданий нежных И радость ожидания с надеждой, Но нем мой стих без твоего огня, Лишь ты поэтом делаешь меня!
Думаю, что главным природным правом каждой женщины есть право любить и быть любимой. И этого права никому не отнять.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.