АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Украинский театр: пришел Режиссер


25-03-2021, 17:00 |

Как известно, в сентябре прошлого года Одесский украинский музыкально-драматический академический театр им. В. Василько вступил в свой 96-й сезон с новым главным режиссером — Максимом Голенко, чьи постановки на сцене «васильковцев» стали хитами: это — «Энеида XXI» по пьесе Виталия Ченского, современная вариация пародийной поэмы И. Котляревского, и «Собачье сердце» по одноименной повести М. Булгакова.

ТЕАТРУ имени Василя Василько исполнилось 95 лет (7 ноября 1925 года состоялась первая премьера — спектакля «Поджигатели» по пьесе А. Луначарского) — и пришлось отложить празднование по причине длительного пандемического карантина. Только успели разогреть новый сезон, уже наметили торжества на апрель — и... милости просим, город Одесса, в «красную» карантинную зону: довеселились, COVID-диссиденты. Репертуарные спектакли отменены, билеты остаются действительными...

Так мы и встретились в кабинете, накануне «торжественного» ухода в подполье локдауна: директор Украинского театра Юлия Пивоварова, главный режиссер Макс (Максим Георгиевич, 1978 года рождения) Голенко и я, журналист «Вечерней Одессы».

Как ты ни люби театр как таковой и какой-то конкретный театр, юбилейные театральные мероприятия, с их непременным официозом и долгой чередой капустнических поздравлений от коллег, приедаются. Однако, посмотрев однажды «Энеиду» в интерпретации Максима Голенко, я сразу смекнула: с этим — не соскучишься! Дерзок, азартен, лёгкая рука. И, что главное: чувствуется, что человеку есть что сказать, — он не зациклен на сценических трюках, на так называемых «ходах», на внешних эффектах, он мыслит.

— Нынче, в марте, пошел четвертый год нашего с Максимом знакомства, — рассказывает Юлия Пивоварова. — Возникла тогда идея постановки «Энеиды XXI». Павел Ивлюшкин (главный балетмейстер театра, признан одним из лучших в Украине) посоветовал Макса, а я как раз тогда поехала в Киев. Пьесу я прочла, подумала: да-а, жестко... будем ставить! Это оказалось сложно. Это была копродукция двух театров: нашего и киевского «Дикого театра», возглавляемого Максимом Голенко. Его актеры играли в спектакле троянцев. И так прижились на нашей сцене, что здесь и остались!

И какая сильная команда сложилась! Артист Дмитрий Богаченко: конструктор, тонко понимающий сценографию, работающий уже на всю Украину, и работающий с любовью, — благодаря ему стала возможной сложная задумка декораций к «Энеиде». Одесский композитор Аркел Семенов, автор музыки к фильму Киры Муратовой «Настройщик», написал музыку к спектаклю. В 2020 году наша «Энеида XXI» победила в номинации «лучший драматический спектакль» на всеукраинском театральном фестивале-премии «GRA».

В ТВОРЧЕСКОМ списке Макса Голенко более 40 постановок: в Николаеве, Одессе, Ровно, Ивано-Франковске, Харькове, в Киеве (в Театре имени И. Франко, в Театре на Левом берегу, в Театре на Подоле); в Theater Magdeburg, Германия. Уже в 2017 году Голенко был зачислен театроведами в топ-10 лучших театральных режиссеров Украины.

Из списка названий спектаклей — оцените сами круг интересов режиссера: «Белая ворона» (мюзикл

Ю. Рыбчинского о Жанне Д’Арк); «Закат» И. Бабеля; «Легенда о Тиле» Г. Горина; «Заводной апельсин» по

Э. Берджесу; «Сон смешного человека» Ф. Достоевского...

Родился Макс в Николаеве, а в Одессу приехал уже из Киева. С 2001-го по 2006 год учился на факультете театральной режиссуры в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого. В театре — с пятнадцати лет! Театральная студия при Николаевском украинском академическом театре, затем в этом же театре пять лет работал актером и считает своим учителем одесского режиссера Константина Пивоварова.

В 2016 году Макс Голенко создал в Киеве независимый «Дикий театр». Сейчас он — его куратор, а основная работа здесь, в Одессе.

— За Максом в Одессу устремились актеры, словно жены декабристов, — смеется Юлия Пивоварова. — Из Киева!

— Как?.. — теряюсь я. — А жить им где?

— Снимают квартиры! Театр материально помогает, чем может. В последний раз такое случилось в Одессе — в Театре музыкальной комедии при Михаиле Водяном. Труппа «васильковцев» сейчас приобрела новых одаренных артистов: Дениса Гранчака, Марию Бруни, Татьяну Марштупу, Сенью Доляк, Татьяну Лавскую. Дмитрий Усов, игравший у нас Энея, переехал из Киева: нашел свою Гесперию в Одессе! Для Макса, — увлеченно продолжает директор, — самая больная проблема — это полупустой зал. У него ведь опыт работы в театре, который должен был сам себя окупить. Успех и зритель для Максима — синонимы.

— И какую же модель театра видит для себя Макс Голенко как главный режиссер?

— Прежде всего, это неправильно, чтобы ставил спектакли на этой сцене только я, — отвечает Максим. — Моя мечта — украинский театральный хаб, наполненный зрителями. А чтобы зрителя приманить, увлечь, нужно — зрелище!

...В «Диком театре» Голенко поставил пьесу-сценарий Натальи Ворожбит «Поймать Кайдаша» раньше, чем на экраны вышел одноименный сериал. Для того, чтобы проникнуться атмосферой, чтобы запастись наблюдениями, чтобы выглядеть убедительной на сцене, труппа поехала репетировать в село на Черкасщине. «Премьера, — вспоминает Максим, — состоялась в сельском клубе. Зрители реагировали прекрасно! В последний раз люди сходились в этот клуб лет тридцать назад, когда сюда приезжал Алан Чумак».

А «Собачье сердце» в Одессе — это второе обращение Максима Голенко к творчеству М. А. Булгакова: в 2019 году была поставлена пьеса «Зойкина квартира» в академическом Театре на Подоле. «Перед тем как приступить к репетициям, — рассказывает Макс, — мы подошли к памятнику Михаилу Булгакову у его дома-музея №13 на Андреевском спуске и попросили у Михаила Афанасьевича благословения. Спектакль получился удачный! Мне после знакомые говорили, что поняли: пьеса нисколько не устарела».

Обращался Голенко и к гоголевскому хиту: поставил спектакль «Вий 2.0 (перезагрузка)» в 2014 году в «Диком театре», по пьесе Натальи Ворожбит. В 2016 году спектакль был отмечен за лучшую режиссуру, лучшее музыкальное оформление и как лучшая театральная постановка на международном фестивале «Мельпомена Таврии». Так что, естественно, я спросила, а не хочет ли он осуществить его трансплантацию в Одессе: мы привыкли к такой практике режиссеров — пересаживать собственный спектакль со сцены на сцену. Ответ был неожидан и интригующ: нет, не хочу, потому что это скучно. Согласитесь: если художник не любит повторяться, мы вправе надеяться на много «открытий чудных»...

КАК ЕМУ удалось создать собственный театр? До чего это во всех отношениях непросто, здесь не место углубляться. Как было сказано в одном незабвенном фильме: «Друг оценит — а кто платить будет?». В общем, сначала это была привычная полупрофессиональная театральная студия в Киеве, а постепенно к ней подтянулись вполне звездные ребята, и, собственно, «Вий» дал ей начало как театру. «Подтянулись» — смекайте: поверили в лидера. За пять лет сменилось несколько составов — сменяемость всегда была подлинным бичом студий. Но потом стал возможен кастинг среди профессиональных актеров киевских театров. Так в 2018 году был поставлен спектакль «Кицюня» — адаптация к современным украинским реалиям черной сатирической пьесы Мартина Мак-Донаха «Лейтенант с острова Инишмор», высмеивающей ирландских патриотов-террористов.

«После спектакля за кулисы пришел «Правый сектор», — смеясь и, однако же, не без гордости, рассказывает Максим Голенко, — очень они умилялись и говорили: та нация здорова, которая способна смеяться над собой».

...Трудно словами описать тонкий механизм театрального творчества, особенно — взаимодействия режиссера с актером. Макс Голенко, во всяком случае, себя в «режиссерах-деспотах» не числит: «Очень приветствую, когда актеры думающие, когда приносят на репетицию собственные находки, соображения. Да, режиссер — доминанта спектакля. И все же театр — это сотворчество, работа в одной упряжке, совместный продукт. В профессиональном театре должны жить некоторые студийные принципы. Актеру должно быть интересно, в кайф; игра должна быть для него куском жизни».

— У Макса нет «моих» актеров, — замечает мне Юлия Пивоварова. — Но все актеры, с которыми он работает, становятся — «его».

А его театральные авторитеты? Так сказать, заочные учителя? О, это ведь уже 90-е годы, уточняет Максим. Сложное для творчества время, замечаю я: всё стало дозволено, но и всё оказалось сказано, остались вариации. Тем не менее, говорит Максим, имена были. Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас; Юрий Бутусов в Театре имени Вахтангова. В восторг привели Макса берлинские спектакли: Томаса Остермайера, Роберта Уилсона — после берлинских впечатлений московские театральные дерзания уже казались вторичными, а уж Украина — так вообще «третьи руки». Что до Украины, тут на европейский уровень вышел только Андрей Жолдак, считает Макс, видевший нашумевшие постановки этого «скандалиста» в Харькове: «Режиссер на разрыв! Настоящий европейский театр за всю театральную историю Украины. Вот бы у нас он что-то поставил!».

ДА, А ЧТО ЖЕ сейчас ставят — у нас? В Украинском театре Павел Ивлюшкин как режиссер репетирует спектакль «Обреченные танцевать» — по мотивам повести Хораса Маккоя «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Помните одноименный фильм Сиднея Поллака с Джейн Фонда?

У нас это будет музыкально-пластический драматический спектакль. Музыкальную партитуру его создал Вадим Бессараб: тут и кантри, и джаз 30-х годов прошлого века, и эстрадные шлягеры. Драматургической основой служит пьеса киевлянина Алексея Доричевского. В главных ролях — Денис Гранчак и Мария Бруни.

Киевлянка Анна Топчий будет ставить с «васильковцами» спектакль «Кармен» по собственной инсценировке. Кто будет Кармен? Это пока секрет. Но кандидатки на роль, без сомнения, есть! В конечном счете, выбор — за постановщиком.

Максим Голенко, считает директор и художественный руководитель нашего Украинского театра Юлия Пивоварова, обладает, помимо прочих ценных творческих качеств, счастливым даром зажигать звезды. Актер может долгое время работать в театре и не быть особенно замеченным зрителем: вроде бы незаменимых нет. Но вот его сумел увидеть режиссер: увидеть — в образе. И приходит звездный час. И тебя уже все знают: по имени и по ролям.

...Но есть в театре и смиренная проза, тяжесть которой ложится именно на плечи директора. И об этих делах мы тоже поговорили с Юлией Пивоваровой. А вам я расскажу в следующий раз.

Тина Арсеньева


Газета: Вечерняя Одесса
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.