Публикация в прошлом четверговом номере газеты (за 29 апреля) материала, в котором заместитель председателя правления АО «Одессагаз» Денис Якубовский разъяснял, как правильно платить за услугу распределения газа, вызвала немалый читательский резонанс. Тема, как оказалось, затронута непростая, вопросы у потребителей остались. Поэтому редакция попросила Дениса Якубовского ответить на наиболее актуальные из них.
— Итак, абонент решил перейти на обслуживание от АО «Одессагаз» в другую компанию. Как правильно это сделать? Какие необходимо провести юридические мероприятия, чтобы потом не иметь претензий от АО «Одессагаз»?
— Необходимо разделить понятия «поставщик газа» и «оператор газораспределительной системы», — отвечает Денис Якубовский. — На территории Одессы и Одесской области предприятие АО «Одессагаз» является единственным предприятием, оказывающим услугу по распределению природного газа, то есть «оператором газораспределительной системы». В свою очередь, «поставщиков газа», действующих на территории Украины, в том числе и Одесской области, не один десяток. Независимо от того, с каким из поставщиков газа у конкретного абонента имеется договор на поставку этого природного ресурса, услугу распределения на территории Одесской области осуществляет исключительно АО «Одессагаз».
Поэтому смена поставщика газа никоим образом не влияет на договорные отношения между абонентом и АО «Одессагаз». Более того, наше предприятие не имеет информации о том, с кем именно из поставщиков у абонента заключен договор на поставку газа, а также не получает информацию о смене поставщика потребителем. Согласно действующему законодательству, с лета 2020 года абонент имеет право свободного выбора поставщика газа. Только в случае отсутствия какого-либо поставщика газа у абонента (в том числе и «поставщика последней надежды») «Одессагаз» получает соответствующее уведомление в единой информационной системе и должно произвести мероприятия по отключению такого потребителя от услуг газоснабжения.
— В каких случаях можно не платить за транспортировку газа? Есть ли какие-то исключения из общего правила, предусмотрены ли особые случаи?
— За услугу распределения газа, как в народе говорят:«Транспортировки газа», можно не платить только в одном случае — отказавшись от нее. Потребитель, принявший такое решение и уведомивший Оператора газораспределительной системы соответствующим заявлением на имя руководителя управления эксплуатации газового хозяйства АО «Одессагаз», будет отключен сотрудниками АО «Одессагаз» от газораспределительной системы и потеряет возможность пользоваться природным газом. Других вариантов действующим законодательством не предусмотрено.
— Уточните адреса, прежде всего, электронные, компаний «Одессагаз» и «Одессагаз-поставка», куда потребитель может направить официальный запрос или письмо с вопросом, на который он хочет получить ответ. Какой установлен срок для ответа на запрос потребителя?
— На нашем официальном веб-сайте в сети Интернет, а именно:https://odgaz.odessa.ua/указаны все данные АО « Одессагаз» для передачи вопросов как в электронном виде, так и на бумажных носителях: 65003, Украина, г. Одеса, ул. Одария, 1. Пн-пт, 8.30 — 17.30. Колл-центр: 705-39-09; электронный адрес: Callcentr@odgaz.odessa.ua.
В соответствии с п. 11.2 главы 11 типового договора распределения природного газа срок ответа на заявление/жалобу/обращение потребителя составляет один месяц. Прошу обратить внимание ваших читателей, что ответ на конкретную жалобу/заявление/обращение с раскрытием необходимых персональных данных получит только то лицо, с которым заключен договор распределения природного газа, или лицо, которое направило запрос, получив предварительно соответствующую доверенность на представление законных интересов потребителя.
— Очень много по-прежнему вопросов о несвоевременности передачи данных с 1-го по 5-е число каждого месяца. Что делать, если человек действительно не мог передать данные: к примеру, болел, был в больнице, живет один? Или временно не проживает по адресу? Дайте рекомендации для различных «пиковых» случаев.
— Еще раз подчеркиваем, что согласно действующим нормативным документам, ежемесячная передача показаний счетчика с 1-го по 5-е число является обязанностью потребителя. АО «Одессагаз» предлагает около 10 различных способов передачи показаний узлов учета газа. Существенно расширено количество многоканальных телефонных линий, проводятся постоянные модернизации других электронных ресурсов, задействованных для приема показаний. Кроме этого, сохранена возможность передать показания на бумажных носителях.
К сожалению, отсрочек по каким-либо причинам в календарном диапазоне передачи абонентами показаний действующими нормативными документами не предусмотрено.
На данный момент в действующем законодательстве предусмотрено два вида определения фактически потребленного объема газа в течение месяца: либо по переданным показаниям счетчика, либо согласно плановому объему потребления. Если потребитель не использует газ в определенном периоде и не будет иметь возможности передавать показания счетчика, единственный вариант, предусмотренный законодательством во избежание определения объема фактически потребленного газа на уровне плановых объемов, — это подать заявку на отключение.
— Что делать, если клиент ошибся в назначении платежа? Например, оплату за транспортировку направил на оплату потребленного газа.
— Если потребитель услуги распределения природного газа перечислил деньги на счет АО «Одессагаз» за потребление газа или ещё с каким-либо назначением платежа, отличного от оплаты за услугу распределения газа, то такой плательщик имеет право обратиться с заявлением о возврате ошибочно перечисленных средств. Иначе эти суммы будут приняты в счет будущих платежей этого потребителя за услугу распределения природного газа.
Еще раз подчеркнем, что речь может идти исключительно о возврате ошибочно перечисленных средств по заявлению абонента. Перечислять от имени потребителя на другие счета АО «Одессагаз» не имеет права.
— Под статьей, что вышла в четверг, появился комментарий читателя по имени Сергей, который сомневается в правильности ваших слов о том, что «по состоянию на сегодня механизм урегулирования ситуации, связанной с несвоевременной передачей показаний счетчика, отсутствует на законодательном уровне». Прокомментируйте мнение читателя.
— В данном вопросе Сергей допускает распространенную ошибку, путая понятия «поставщик природного газа» и «оператор газораспределительной системы». Его ссылка на разъяснение Регулятора с наличием возможности проведения корректировок фактических объемов потребления не имеет никакого отношения к услуге распределения природного газа, которую предоставляет АТ «Одессагаз». В вышеуказанном комментарии НКРЭКУ речь идет о разъяснении некоторых положений типового договора поставки природного газа, то есть о взаимоотношениях потребителя и поставщика, а именно вариантов оплаты за потребленный природный газ.
Рекомендуем по всем вопросам, связанным с поставкой природного газа обращаться за разъяснениями к своему поставщику.
— Назовите случаи, когда работники газовой службы имеют право заходить в частное жилье, проводить отключение потребителя, опломбировать счетчик и т.д.?
— Потребитель, согласно Договору на распределение природного газа, а также Кодексу газораспределительной системы, обязан предоставить доступ сотрудникам АО «Одессагаз» к газовому оборудованию, газовому счетчику, а также к отключающему устройству.
Пунктом 7 Договора распределения природного газа приведен исчерпывающий, но не окончательный перечень случаев, на основании которых сотрудник оператора газораспределительных сетей, при наличии соответствующего служебного удостоверения, обязан быть допущен к газовому оборудованию абонента. Например:
«…перевірки, локалізації і ліквідації витоків газу та аварійних ситуацій; перевірки, повірки та/або експертизи комерційного вузла обліку (лічильника газу), а також перевірки показань лічильників газу; виконання робіт з припинення та відновлення газопостачання…».
Потребитель за нарушение своего обязательства несет ответственность и может быть отключен от услуги распределения газа в соответствии с п.п.7 п.9.1 главы 9 Договора распределения природного газа.
Факт отказа от допуска сотрудников АО «Одессагаз» фиксируется актом нарушения, в результате рассмотрения которого, в соответствии с разделом 11 Кодекса, предприятие имеет право не только приостановить услугу распределения природного газа, но и изменить потребителю порядок определения объемов потребленного природного газа путем перевода на граничные нормы.
— Если у клиента переплата: как происходит списание средств?
— В случае, если абонент произвел оплату суммы, которая превышает текущую задолженность, то денежные средства числятся как переплата по лицевому счету абонента. В этом случае либо переплата будет уменьшаться ежемесячно на сумму произведенных начислений, либо (при подаче письменного заявления от абонента) будет возвращена на банковский счет абонента с которого произошла оплата.
На этом наше общение с АО «Одессагаз» не заканчивается и будет продолжено по мере накопления новых вопросов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.