Третий «Интеллектфорум», в рамках которого теперь находятся Всеукраинская выставка-форум «Украинская книга на Одесчине», ныне — двадцать вторая, и профессиональная просветительская акция «ОдесБиблиоСаммит», ныне — третья, состоялись в Одесской национальной научной библиотеке с 21-го по 23 мая.
«Двадцать два года: за это время выросло новое поколение!..» — как бы себе не веря, констатировал соорганизатор форума, президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин. В этом году форум привлек много новых столичных гостей.
Церемония открытия началась с выступления хорового коллектива «Ренессанс»: лауреата Гран-при всеукраинского конкурса «Песенный вернисаж» 2019 года, художественный руководитель — Аглая Полихрониди. Хор исполнил «Молитву за Украину» Николая Лысенко.
В режиме онлайн приветствовал «Интеллект-форум» министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко. Он сказал, что министерство благодарно одесскому форуму за его выдающуюся общественную работу. И выразил надежду на то, что стратегия развития книжной отрасли в Украине, разработанная министерством, наконец, заработает как креативная экономика.
Стимулирование развития книгоиздательства и библиотечного дела, популяризация отечественной книги и издательских проектов, привитие культуры чтения, развитие творческих инициатив, внутриведомственное и межведомственное общение, благотворительная деятельность, поддержка обратной связи «писатель — читатель», освоение и распространение знаний в области новейших технологий, социализация людей — вот далеко не полный перечень задач, выполняемых «Интеллектуальным форумом». Так отметила в приветственном слове генеральный директор ОННБ, заслуженный работник культуры Украины Ирина Бирюкова.
«Двадцать два года кряду мы и наставники, и ученики, — сказал, приветствуя форум, председатель Одесской облгосадминистрации, почетный гражданин Одессы и Одесской области Сергей Гриневецкий. — Начали мы локальным региональным форумом, выросли до всеукраинского. Мы помним: без Книги невозможно духовное становление нации».
«КУЛЬТУРА — мощнейшее средство формирования национальной идентичности, — сказал в своем приветствии первый заместитель председателя Одесского областного совета Олег Радковский. — Наш депутатский корпус будет проводить в области политику максимальной защиты культуры».
Настоятельница Одесского Свято-Архангело-Михайловского монастыря Серафима передала собранию приветствие почетного гражданина Одессы и Одесской области, почетного лауреата галереи ОННБ «Люди щедрых сердец», митрополита Одесского и Измаильского, владыки Агафангела. И пожелала всяческих успехов служителям Книги.
Благодарность всем институциям, задействованным в «Интеллект-форуме», лично Сергею Рафаиловичу Гриневецкому, коллегам-библиотекарям, культурным учреждениям, неравнодушным к общественным акциям ОННБ, выразила с подиума форума ее гендиректор Ирина Бирюкова.
...Далее развернулась обычная работа книжного мира: демонстрация издательствами своих новинок на столах Большого читального зала; встречи авторов с читателями; доклады и дискуссии.
В этот раз участником «Интеллект-форума» стала заместитель министра культуры и информационной политики Украины Лариса Петасюк. Она прочла доклад «Креативные индустрии Украины в позитивном преображении мира».
По причине тотальности так называемых креативных индустрий, в частности и особенно — современных цифровых технологий, их сегодня называют «мягкой силой», отмечено в докладе. При этом оговорено: сама эта всеобъемлющая сила — весьма уязвима и нуждается в государственной поддержке. Зато инвестировать в передовые технологии — задача благодарная.
В последние два года эти технологии понесли значительный ущерб по причине пандемии. Так, в докладе приводятся сведения: падение уплаты НДС в этой сфере, а оно означает общее падение производства товаров и предоставления услуг, составило 50—70%. Более всего пострадал шоу-бизнес: концертная индустрия, театры, кинотеатры, музеи.
Это при том, что в Украине сектор креативных индустрий предоставляет почти 4% добавленной стоимости (117 миллионов гривен); для сравнения: в Германии этот индикатор составляет 3,3%, в Канаде — 2,7%. Киевская школа экономики в результате исследований пришла к выводу: если вкладываешь в креативные индустрии 1 гривню, получаешь потом дополнительно 2 гривни возврата на инвестиции. «Этот сектор — как стекло, — отмечают экономисты. — Мощный, но хрупкий».
В связи с этим специалисты Министерства культуры и информационной политики работают в настоящее время над программой «Стратегия развития креативных индустрий», с привлечением международных экспертов и при поддержке программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины», под девизом: «Чти, живи, строй».
На сентябрь намечено проведение в Киеве форума Минкультуры «Креативная Украина».
СОСТОЯЛИСЬ творческие встречи: детский писатель, лауреат Национальной премии имени Т. Г. Шевченко, одессит Владимир Руткивский представил свою новую книгу «На берегах памяти»; автограф-сессии дали писатели Евгений Акимович, Кирилл Булаховский, Геннадий Щипкивский, Нина Гравицкая, Виктория Корытнянская. Публика встретилась с писателями-киевлянами, лауреатами знака «Золотой писатель Украины» Андреем Кокотюхой и Ирен Роздобудько; с поэтом-одесситом, лауреатом литературных премий имени П. Тычины и К. Паустовского, Станиславом Стриженюком, который презентовал свою новую книгу «Судний день. Драматична козацька дума в трьох частинах» (Одеса, «Прес-кур’єр», 2021).
«Вечерняя Одесса» особенно отмечает успех лауреата своего редакционного конкурса «Люди дела»: была представлена историко-этнографическая монография «Фрумушика-Нова», написанная соавторами — доктором исторических наук, профессором Вячеславом Кушниром, кандидатом исторических наук Натальей Петровой и «человеком дела», основателем и директором Центра этнографического туризма «Фрумушика-Нова» Александром Палариевым (издательство «Феникс», Одесса, 2020).
...Значимыми для Одессы и ее краеведческой сокровищницы были два события. На форуме состоялись две искусствоведческие презентации.
Была представлена капитальная научно-популярная иллюстрированная монография «Едуардс Борис Вільямович. Життєпис. Хронологія. Виставки. Альбом-каталог» (Одеса, «Друк Південь», 2021), автор которой Владимир Кудлач — искусствовед, художник, ведущий библиотекарь отдела внешних коммуникаций и маркетинга ОННБ, лауреат муниципальной премии им. К. Паустовского.
Борис Васильевич (Вильямович) Эдуардс (1860, Одесса — 1924, Мальта): скульптор, живописец, график. Среди значимых для Одессы его работ: памятник императрице Екатерине Второй по проекту М. Микешина (1907), разрушен большевиками в 1920 году, восстановлен в Одессе в 2006 году; скульптурная группа «Амур и Психея» (мрамор) в сквере «Пале-Рояль». В экспозиции Одесского художественного музея представлены скульптуры: «Шурка» (мрамор, 1896), «Христос и грешница» (мрамор, 1899), «Утешение» и «Спящий старик» (мрамор, конец 1890-х), «Приятные подношения» (два варианта: в бронзе и в соединении бронзы и мрамора, конец 1890-х), «Александр Суворов» (вариант отливки из бронзы памятника в Очакове, 1903).
Еще три издания представила Одесская национальная научная библиотека: библиографические справочники «Товарищество южнорусских художников» и «Товарищество независимых художников в Одессе», а также сборник «Одесская художественная школа. Воспоминания бывших учеников, 1865—1940». Составитель — главный библиотекарь отдела искусств ОННБ Ольга Барковская, издательство «Картуш», Одесса, 2021.
«Только реальное, разумное дело можно и нужно противопоставить хаосу. Примером такого труда для меня и является системная, научная и просветительская, работа отдела искусств Одесской научной библиотеки, — такой отзыв дал известный журналист и краевед Евгений Голубовский. — Десятки лет по крупицам собирала Ольга Барковская сведения о Товариществе южнорусских художников, биографии мастеров, отзывы на их выставки; перелопатив десятки тысяч статей из газет, журналов, каталогов, создала биобиблиографический указатель. Он был издан, а Барковская приступила к следующему, казалось, еще более неподъемному, труду — к биобиблиографическому указателю Общества независимых художников.
Когда исследователь начинает искать, он выходит на семьи художников, на их потомков, появляются новые и новые документы, фотографии, сведения. И оказывается, что вроде бы завершенные книги буквально требуют продолжения. А кто будет издавать? Как легко опустить руки, ссылаясь на хаос.
Никогда не будет издана та книга, которая не написана. А два монументальных труда Ольги Барковской, без которых сегодня не может обойтись ни один музей, ни один разумный коллекционер, были написаны и переписаны с большими дополнениями.
И вот тут важна роль организатора процесса. В один действительно прекрасный день к заведующей отделом искусств ОННБ Татьяне Щуровой, к библиографу Ольге Барковской подошла новый, молодой, креативный директор библиотеки Ирина Бирюкова и сказала — готовьтесь, будем оба справочника переиздавать.Так рождалось чудо»...
...О проблемах, которые обсуждались на третьем «Интеллект-форуме», и о традиционном книжном десанте, на этот раз в Раздельную, наша газета еще расскажет.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.