В Одессе состоялся тренинг по проблемам велотуризма в рамках проекта «Давайте ездить на велосипеде в бассейне Черного моря— LetsCYCLE BSB-988». Он реализуется в соответствии с соглашением о финансировании Совместной операционной программы «Бассейн Черного моря 2014 — 2020» для программы Приграничного сотрудничества между Европейской комиссией, правительством Украины и Министерством развития, общественных работ и администрации Румынии.
Партнерами проекта являются: муниципалитет и университет прикладных наук из г.Сакарья (Турция), Шуменский университет имени Константина Преславского (Болгария), Галацкий университет (Румыния), международный центр инвестиционного развития бизнеса (Грузия). Украинским партнером проекта выступает Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины (г.Одесса). Основная цель — изучить общие закономерности туристического спроса в городах — партнерах проекта, чтобы разработать новые культурные и туристические маршруты, велотуры. На основании этого партнерами проекта будет подготовлен совместный туристический и культурный стратегический план на 2022—2027 годы.
Велотуризм становится все более популярным в мире. Это здоровый вид досуга, способный стать весьма познавательным, да еще и более экономически выгодным для семейного отдыха, чем путешествия на автомобиле, поезде, самолете или теплоходе. Лидерами в плане развития велотуризма остаются Германия и Франция, на долю которых приходится 61% путешествий. Активно в погоню за ними отправились Швеция, Голландия, Австрия, Швейцария, Испания и Великобритания.
Во время презентации был совершен интересный экскурс в историю велосипедного движения Одессы. Доцент исторического факультета ОНУ им.И.И.Мечникова Владимир Полторак напомнил, что первые велосоревнования состоялись в нашем городе в 1870 году. Правда, тогда велосипеды называли «костотрясами». В 1888 году профессура Одесского университета создала общество велосипедистов-любителей, которое базировалось на Михайловской площади. Работал в Одессе циклодром, граждане обожали выступления Сергея Уточкина. Позже наш земляк даже стал олимпийским чемпионом на треке — в 1972 году в Мюнхене Владимир Семенец вместе с Игорем Целовальниковым финишировал первым в соревнованиях тандемов. Так что велосипед был в Одессе в почете всегда.
Преимуществам перемещения на велосипедах, а также перспективам развития велотуризма посвятили свои выступления специалист по разработке туристических маршрутов Юрий Юрченко, эксперт проекта Герман Карпенко и ассистент проекта Елизавета Туренко.
Борьба любителей велопоездок, ведущаяся за право получения отдельно выделенных полос движения на магистралях, пока завершилась утверждением в Одессе сети из 8 маршрутов: кольцевого, Суворовского, Приморского, Фонтанского, аэропортовского, исторического, студенческого, Среднефонтанского. Правда, до их полного оформления еще далеко.
Европейская ассоциация велосипедистов EuroVelo поставила перед собой гораздо более глобальные планы — создание 14 маршрутов через всю Европу. Пока они находятся в разной степени готовности, но достроены будут точно. Украина задействована лишь в одном маршруте EuroVelo из четырнадцати — EV4 «Центральная Европа». Он проходит по территории Франции, Бельгии, Германии, Чехии, Польши, Украины. Из украинских городов в него включены только Львов и Киев.
Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАНУ разработал пять веломаршрутов по территории Одесской области. Они уже отправлены в головной офис проекта на согласование. Три маршрута на лиманы — Куяльницкий, Тилигульский, Днестровский. Еще два — в Дунайский биосферный заповедник и Нижнеднестровский национальный природный парк. Предстоит подготовить соответствующую карту, разработать цифровые версии маршрутов.
— Мы постарались учесть все самые популярные тенденции в велотуризме, — говорит местный координатор проекта Ольга Карпенко. — Выбрав один из наших маршрутов, путешественники и на всемирно известной Потемкинской лестнице побывают, и на самой низкой точке Украины — на 5 метров ниже уровня моря. Те, кто предпочитает заповедные территории, никогда не забудут посещение Дунайского биосферного заповедника или Нижнеднестровского национального природного парка. Любителей приключений восхитит Белгород-Днестровская крепость — самый крупный памятник древности из сохранившихся на территории Украины. А приверженцы гастротуризма получат массу приятных впечатлений от посещения центра виноградарства и виноделия в Шабо, к созданию которого имели непосредственное отношение греки, итальянцы, франкоязычные швейцарцы.
За рубежом местные громады не случайно так много внимания уделяют развитию велотуризма. Это прекрасный путь борьбы с гиподинамией местных жителей, да и гостям надо где-то переночевать, поесть блюда местной кухни, купить в дорогу воду, лекарства, оставить на хранение багаж, отремонтировать велосипед, организовать культурную программу, приобрести сувениры. Появление длинного велосипедного маршрута тянет за собой развитие целой инфраструктуры, способствующей привлечению большего количества туристов, повышению уровня инвестиционной привлекательности региона и пополнению местного бюджета. Начинать, конечно, нужно с создания визит-центров, ориентированных на потребности велотуристов, открытия мини-хостелов и мини-гостиниц, с подготовки гидов, хорошо знающих местные достопримечательности, дороги, кафе, лучшие блюда местной кухни.
Мы надеемся, что объединенные громады области, по территориям которых пройдут предложенные маршруты, активно поддержат идею развития экологического вида туризма, займутся развитием соответствующей инфраструктуры. Это поможет шире и многограннее представить наш регион Украине и миру.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.