АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Современный учитель в современной школе


10-12-2021, 15:00 |

Примерно так мы сформулировали тему нашего разговора с молодыми учителями одесских учебных заведений, которую провели в коммунальном учреждении «Одесский центр профессионального развития педагогических работников».

 

Место встречи предложил большой друг газеты, эксперт наших публикаций на темы образования и воспитания Сергей Пеняев — консультант «ОЦПРПР». Он же и пригласил для разговора педагогов, к которым, как сам признался, «давно присматривается» и находит их перспективными, знающими, ответственно относящимися к своей профессии.

Итак, в разговоре о современной школе и современном учителе приняли участие Илья Лучинский, учитель истории и гражданского образования школы №43, Константин Голобородов, учитель истории и гражданского образования школы №56, Анастасия Косарева, учитель гражданского образования юридического лицея, заместитель директора по воспитательной работе. Помогали нам в проведении встречи консультанты КУ «ОЦПРПР» Сергей Волковский и Анна Асманская.

Партнерские отношения помогают успешной коммуникации

Относительно небольшой педагогический стаж все же позволяет участникам нашего разговора сформулировать свой рецепт для работы с современными детьми. И они охотно им поделились.

— Идет четвертый год моей работы в школе, и на самом деле я использовал много путей в работе с детьми, — делится Константин Голобородов. — Главное — я не хотел быть таким учителем, какие были в моей школьной жизни, с авторитарной моделью поведения. Сейчас авторитарная модель — это наихудшая форма построения работы, она сегодня уже не будет работать вообще. Поэтому я использую модель сотрудничества с учениками. Я для них не какой-то жесткий учитель, слово которого должно расцениваться как последняя инстанция. Я, в первую очередь, старший товарищ, который помогает проложить дорогу в страну знаний. На уроках для меня главное, чтобы дети не боялись высказывать собственные мысли, какими бы они ни были. А я пытаюсь найти в их ответах максимальное приближение к ответу правильному, тем самым создавая каждому ученику ситуацию успеха, которая, согласно концепции Новой украинской школы, является одной из основных. И еще — сегодня учителю нужно конкурировать с гаджетами, уметь интегрировать материал в цифровую платформу. Без гаджетов современного ученика невозможно представить…

Момент обсуждения
Момент обсуждения

— Современное поколение — это цифровое поколение, которое постоянно находится в публичном пространстве, — продолжает Анастасия Косарева. — Чтобы работать с такими детьми, нужно их заинтересовывать. Они постоянно в поиске. Эту привычку у них сформировали гаджеты. У них низкий уровень эмпатии, умения вести живой диалог, распознавать жесты. Более всего на них влияет визуальный материал — иллюстрации, фото, видео, киноматериал. Поэтому излагать материал нужно с использованием визуализации, коротко, без длинных лекций. Учитывая то обстоятельство, что дети неохотно обращаются к учебнику, нужно приспосабливаться и отсылать их на поиск материала в интернет-пространство.

По мнению Анастасии Косаревой, педагогам нужно постоянно пребывать в творческом поиске, развиваться, быть в курсе существующих возможностей. Современных детей учить понимать свои и чужие чувства, обращать внимание на сложность и уникальность личности.

Илья Лучинский поделился: в своей педагогической практике он сторонник партнерских отношений с учениками и уверен, что именно это — путь к успешной коммуникации с современными детьми. «Я — помощник ученика в получении им знаний, и мне нужно экспериментировать, не ругать гаджеты, как делают многие, а использовать различные приложения, объединять их с разными способами обучения», — говорит он.

Как говорить на сложные темы?

Есть ли запрещенные темы в школе, о чем можно говорить, а о чем — нельзя? Участники разговора в целом сошлись на том, что запрещенных тем нет, но есть такие темы, которые дети понять и принять не могут в силу своего уровня развития, багажа знаний, жизненного опыта, в конце концов. Как быть учителю?

Мнение Анастасии Косаревой:

— Если ребенок сформулировал вопрос, он имеет право получить правдивый ответ. И нельзя перенаправлять его к другому, если он подошел с этим вопросом именно к вам. Значит, и ответ он хочет получить именно от вас. Учитель в этой ситуации становится связующим звеном, помогает ребенку разобраться в своих чувствах, сделать правильный жизненный выбор и быть счастливым. Если он будет знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, то будет чувствовать себя уверенно. Нам нужно формировать доверие к полиции, службам безопасности, как к институциям, которые могут защитить.

Есть сложные и даже страшные вещи, которые нужно объяснить ученикам, в частности, преподавателям истории. Геноцид, Голодомор, Холокост…

— Ничего не может быть табуированным, если не противоречит Конституции и Законам Украины, — считает Илья Лучинский. — У педагогических работников сегодня есть широкие возможности для раскрытия эмоционально-сложных тем истории. В помощь учителю — деятельность разных международных, государственных, общественных организаций, видеоматериалы, постеры, инфографика, статьи, разработки уроков в соответствии с возрастными особенностями.

Наш национальный исторический календарь наполнен трагическими темами, которые с детьми обязательно нужно проговаривать, сложные темы — минимизировать, разбить на простые составляющие и, по возможности, показать их в реальной жизни. Я провожу воспитательные часы с учениками от 2-го до 11-го класса, и знаю, что в младшей школе важно не напугать, завершать объяснение на позитивных аспектах, героических историях, чтобы показать — люди даже в сложных условиях остаются людьми. В старшей школе проще, но все же надо помнить, что это все равно дети. С ними можно говорить открыто о трагедии, объяснить ее без прикрас, но главное — проанализировать причины и последствия этого явления. Разумеется, акцентировать внимание на том, что это никогда не должно повториться.

Патриотизму не учат, патриотизм воспитывают

— Я воспитываю через призму собственного опыта и примера, через любовь к украинскому слову, фильмам, песням, героическим историям, — делится Константин Голобородов. — Работа по воспитанию патриотических чувств должна идти постоянно и этот процесс должен быть общей целью всей школы, чтобы не противоречить друг другу. Это зона ответственности всего педагогического коллектива, а не только учителя истории.

Не только в школе, но и дома важно продолжать формирование национальной идентичности, уточняет Анастасия Косарева. По ее мнению, патриотизм нужно воспитывать без принуждения, ненужных лозунгов и постоянной спекуляции на национальности. Только так можно говорить о формировании гражданского сознания, в основе которого лежат общие ценности и готовность брать ответственность на себя. Патриотизм — одна из них.

Дистанционное образование — зло или благо?

Общаясь с учителями, мы не могли не спросить, как они относятся к такой вынужденной форме работы, какие преимущества и недостатки отмечают.

— Проблемы современного образования — цифровизация, и пандемия — стали тем фактором, который ускорил этот процесс, — сказал Илья Лучинский. — Переход к дистанционному образованию стимулировал учителей к освоению новых и усовершенствованию привычных методов и форм обучения. Но ограниченность технического обеспечения, как у тех, кто учит, так и у тех, кто учится, мотивация и эмоциональное выгорание — это вызовы, которые возникают в условиях дистанционного обучения.

Анастасия Косарева перечислила преимущества «дистанционки»: мобильность, выбор собственного темпа освоения материала, неограниченные временные рамки, охват большой аудитории, доступность разных инструментов обучения с использованием минимальных денежных ресурсов. Но и отметила недостатки, среди которых — неполная социализация, мотивация для работы в условиях самостоятельного освоения материала, качество…

— На самом деле, дистанционное образование — это ужас! — восклицает Константин Голобородов. — Как для детей, так и для учителей. С утра до вечера я перед компьютером — провести уроки, подготовить новые, проверить задания… Но в ситуации, в которой мы все оказались, дистанционное обучение — это выход. Да, сложно, но новые обстоятельства дарят и новые возможности. Например, в формате онлайн можно посетить с учениками любой музей Украины и мира, пообщаться с интересными людьми. Поэтому «дистанционка» — это не совсем зло. Но злоупотреблять ею нельзя…

Дора Дукова, Олег Суслов


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.