Борис Васильевич Фан-дер-Флис. Они оставили след в истории Одессы
16-04-2022, 19:00 |
260 лет назад в городе Ньивпорт (Голландия) родился Борис (Берк) Васильевич Фан-дер-Флис (1762 – 1846 гг.) – голландский инженер, главный гидротехник всех черноморских портов. Ему не довелось, как многим его коллегам-последователям, украшать Одессу зданиями жилого и общественного назначения, его постройки мы, увы, не встретим на улицах, но созданный им порт стал настоящим памятником его таланту.
Любой инженер-строитель, на долю которого выпадает возведение ключевых сооружений города, должен обладать дальновидностью и даром зодчего.
Среди мастеров, бесспорно наделенных таким талантом, выделялся инженер-гидротехник Борис Васильевич Фан-дер-Флис.
Борис Васильевич Фан-дер-Флис (это имя и отчество, по созвучию с подлинными, он получил уже в России) родился 15 (4 по ст.ст.) апреля 1762 года в городе Ньивпорт (Голландия). Там же обучился премудростям гидростроительного дела. Как и многие его соотечественники, в поисках удачи, в 1792 году он поступил на русскую службу, сулившую приличный заработок и, вместе с ним, самые сложные и крупномасштабные профессиональные задачи. Именно с такими задачами ему пришлось столкнуться уже через два года в Хаджибее, где разворачивалось строительство нового города и порта.
В рождающейся Одессе, под руководствомФранца Павловича де Волана, Борис Васильевич разработал проекты молов в гавани – 2 сентября 1794 года была произведена забивка первых свай причалов. Этот день считается официальным днем рождения города – началом пути от фантазии его основателей к реальному строительству.
Пришлось Б.В. Фан-дер-Флису выполнять и архитектурные заказы. В этом же году он запроектировал и до 1796 года осуществлял надзор за строительством адмиралтейства в порту и так называемого “малого” форта, заменившего обветшавший турецкий замок. Постройки форта, однако, были разобраны уже в 1808 году.
Летом 1796 года Б.В. Фан-дер-Флис получил назначение в Кинбурн – для ремонта крепости и пристани. Затем, в 1800 году, следуют работы на Днепровских порогах (устройство шлюзов для судоходства), а с 1802 по 1814 год в Туле на строительстве оружейных заводов и моста через реку Упа. Нельзя не отметить важность этих объектов для империи во времена наполеоновских войн.
В 1819 году Бориса Васильевича назначили главным гидротехтом всех черноморских портов. Он руководил проектированием и строительством эллингов для 100-пушечных фрегатов в Севастополе, пристаней и волноломов в Херсоне и Николаеве. Кстати, именно ему Николаев обязан первым благоустройством набережных и улиц. Здесь же по проекту инженера Ф. Вунша Б.В. Фан-дер-Флис возвел одну из крупнейших в то время в России астронавигационных обсерваторий.
Наиболее интересным для нас представляется последний период жизни Бориса Васильевича. В 1828 году он возвратился в Одессу. Выросший к тому времени порт требовал дальнейшего расширения и совершенствования.
Немощный физически, но сохранивший до последних дней поразительную ясность ума, Фан-дер-Флис руководил крупнейшими строительными работами в порту. В то время он проектировал устройство набережной внизу Приморского бульвара (1829 г.), ставшей впоследствии частью Приморской улицы у основания Бульварной лестницы. В разрешение конструктивных задач по строительству последней им была внесена немалая доля усилий. По его инициативе был пересмотрен “сырой” проект архитектораФ.К. Боффои приглашены на помощь из Севастополя многоопытные инженеры – отец и сын Уптоны. Б.В. Фан-дер-Флисом разрабатывались расширение и реконструкция Военной и Карантинной, строительство деревянных Платоновской и Андросовской пристаней (при участии инженера К.В. Кошелева); эллингов Мортона в северо-западной части гавани; первых купален на Куяльницком лимане (нач. 1840-х гг.).
Умер Борис Васильевич 16 марта 1846 года в Одессе, оставив городу одну из основных его достопримечательностей – его нестареющее сердце – порт.
Валентин Пилявский, архитектор, из книги “Зодчие Одессы”
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.