АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Борис Васильевич Фан-дер-Флис. Они оставили след в истории Одессы


16-04-2022, 19:00 |

260 лет назад в городе Ньивпорт (Голландия) родился Борис (Берк) Васильевич Фан-дер-Флис (1762 – 1846 гг.) – голландский инженер, главный гидротехник всех черноморских портов. Ему не довелось, как многим его коллегам-последователям, украшать Одессу зданиями жилого и общественного назначения, его постройки мы, увы, не встретим на улицах, но созданный им порт стал настоящим памятником его таланту.

 

Любой инженер-строитель, на долю которого выпадает возведение ключевых сооружений города, должен обладать дальновидностью и даром зодчего.

Среди мастеров, бесспорно наделенных таким талантом, выделялся инженер-гидротехник Борис Васильевич Фан-дер-Флис. 

Борис Васильевич Фан-дер-Флис (это имя и отчество, по созвучию с подлинными, он получил уже в России) родился 15 (4 по ст.ст.) апреля 1762 года в городе Ньивпорт (Голландия). Там же обучился премудростям гидростроительного дела. Как и многие его соотечественники, в поисках удачи, в 1792 году он поступил на русскую службу, сулившую приличный заработок и, вместе с ним, самые сложные и крупномасштабные профессиональные задачи. Именно с такими задачами ему пришлось столкнуться уже через два года в Хаджибее, где разворачивалось строительство нового города и порта.

В рождающейся Одессе, под руководством Франца Павловича де Волана, Борис Васильевич разработал проекты молов в гавани – 2 сентября 1794 года была произведена забивка первых свай причалов. Этот день считается официальным днем рождения города – началом пути от фантазии его основателей к реальному строительству.

Пришлось Б.В. Фан-дер-Флису выполнять и архи­тек­турные заказы. В этом же году он запроектировал и до 1796 года осуществлял надзор за строительством адмиралтейства в порту и так называемого “малого” форта, заменившего обветшавший турецкий замок. Постройки форта, однако, были разобраны уже в 1808 году.

Летом 1796 года Б.В. Фан-дер-Флис получил назначение в Кинбурн – для ремонта крепости и пристани. Затем, в 1800 году, следуют работы на Днепровских порогах (устройство шлюзов для судоходства), а с 1802 по 1814 год в Туле на строительстве оружейных заводов и моста через реку Упа. Нельзя не отметить важность этих объектов для империи во времена наполеоновских войн.

В 1819 году Бориса Васильевича назначили главным гидротехтом всех черноморских портов. Он руководил проектированием и строительством эллингов для 100-пушечных фрегатов в Севастополе, пристаней и волноломов в Херсоне и Николаеве. Кстати, именно ему Николаев обязан первым благоустройством набережных и улиц. Здесь же по проекту инженера Ф. Вунша Б.В. Фан-дер-Флис возвел одну из крупнейших в то время в России астронавигационных обсерваторий.

Наиболее интересным для нас представляется последний период жизни Бориса Васильевича. В 1828 году он возвратился в Одессу. Выросший к тому времени порт требовал дальнейшего расширения и совершенствования.

Немощный физически, но сохранивший до последних дней поразительную ясность ума, Фан-дер-Флис руководил крупнейшими строительными работами в порту. В то время он проектировал устройство набережной внизу Приморского бульвара (1829 г.), ставшей впоследствии частью Приморской улицы у основания Бульварной лестницы. В разрешение конструктивных задач по строительству последней им была внесена немалая доля усилий. По его инициативе был пересмотрен “сырой” проект архитектора Ф.К. Боффо и приглашены на помощь из Севастополя многоопытные инженеры – отец и сын Уптоны. Б.В. Фан-дер-Флисом разрабатывались рас­ширение и реконструкция Военной и Карантинной, строительство деревянных Платоновской и Андросовской пристаней (при участии инженера К.В. Кошелева); эллингов Мортона в северо-западной части гавани; первых купален на Куяльницком лимане (нач. 1840-х гг.).

Умер Борис Васильевич 16 марта 1846 года в Одессе, оставив городу одну из основных его достопримечательностей – его нестареющее сердце – порт.

 

Валентин Пилявский, архитектор,
из книги “Зодчие Одессы”


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.