Сегодня во Всемирном клубе одесситов состоялась презентация уникального издания, уверены, – единственного в своем роде. Книга «Война», содержащая стихи и прозу, созданные в первые полтора месяца войны одесскими авторами, уже издана тиражом в 300 экземпляров!
В предисловии к книге «Война» один из ее авторов Евгений Деменок ярко описал идею и цель ее создания: «Могли ли мы ещё два месяца назад подумать о том, что будем издавать книгу с таким названием и содержанием? Тринадцать лет, пролетевших с момента создания «Зелёной лампы», кажется теперь счастливой мирной порой, когда сосредоточение в поисках единственной верной строки не нарушалось сиреной воздушной тревоги или вистом летящей ракеты. Теперь всё иначе. И если бы не настойчивые просьбы Евгения Михайловича Голубовского, многие из нас не нашли бы в себе силы писать. Так было, по крайней мере, у меня – в первые недели после начала войны всё потеряло смысл. Но Евгений Михайлович продолжал напоминать о том, что в то время, когда говорят пушки, музы не имеют права молчать. И оказался прав. Творчество возвращает смысл, который казался одно время чуть ли не навсегда утерянным.
Далеко не все могут немедленно реагировать на злобу дня, тем более, когда этой злобы в прямом смысле слова более чем достаточно. Но очень часто то, что было написано ранее, давно, вдруг оказывается созвучным ткущему моменту. И книга собралась, сложилась довольно быстро. А быстрота сейчас важна – всё меняется ежедневно, ежечасно.
Голос каждого из тридцати пяти авторов этого сборника уникален и неповторим. Но объединяет всех одно – оголённый нерв, острота переживаний, эмоциональный фон каждого дня войны, когда в течение суток настроение колеблется от «всё пропало» до «мы скоро победим».
«Залізти б в шафу, і сховатись тихо, Закрити двері, викинути б ключ… І там сидіти, поки пройде лихо, Аби лиш з ним не битись власноруч»
– у Виталии Бабущак, и одновременно:
«Мы живы. Мы всё ещё живы. Не сломлены и опасны. Опять раздаются взрывы – Пугают нас. Но напрасно»
–у Марины Линды.
От слов Людмилы Шарги:
«А у меня ни марта – ни апреля, часы не отстают и не спешат – крест-накрест перечёркнутое время. Крест-накрест перечёркнута душа».
до строк Анны Стреминской:
«А нас сегодня почти не бомбили. Только один раз где-то завыла тревога. Мы собрались за столом, хоть нет того изобилья… Вот винегрет, селёдка, вот и вина немного. Нам почти что не страшно вместе, нам весело даже – человек к человеку всегда, живое к живому».
Война меняет всё. И те, кто знаком с творчеством Елены Андрейчиковой и Анны Михалевской, Сергея Рядченко и Анны Костенко,будут удивлены тем, как изменилась интонация их прозы.
И что давно ставший литературным фактом Фейсбучный дневник Евгения Михайловича Голубовского – теперь и хроника войны, и попутка каждый день говорить о том, что вечно – литературе, искусстве, человечности.
Именно о человечности – самые важные слова у многих авторов сборника. Посудите сами:
«Кто зажёг свет в душе моей, не гаси! Не дай мне задуть его порывом ненависти!»
– это Евгений Гимельфарб.
«Кілька днів тому, коли я ховалася у ванній кімнаті під час повітряної тривоги, до мене прийшло чітке усвідомлення, що я не хочу, просто забороняю ненависті та ворожості з’їдати моє серце. Я осягнула, що ненависть – джерело моїх ворогів, місце їхньої сили, бо як іще пояснити бомбардування дитячих садочків, пологових будинків, лікарень тощо? Такі накази віддають та виконують ці, хто живиться ненавистю до людей та людства зокрема. В їхніх душах пекло. Тому я зробила для себе вибір. І намагаюся його дотримуватися. Моя сила – у праведному гніві, а не у ненависті. Моя сила – у любові до моїх незламних українців, до моєї країни та моєї Одеси. Але любов не можлива без обурення. В цьому її парадокс. І навіть біблійні історії свідчать про це. Любов вміє боронитися. Любов вміє тримати вогняний меч у своїх руках, як тримає його Архангел Михаїл. І любов палає вогнем, але той вогонь не нищить, він оберігає».
– а это Анна Костенко.
Любовь к своей стране и своему городу – то, что всегда объединяет одесситов.
«Улыбнись, мой город, как когда-то – до войны, до точки невозврата, и сегодня в равновесье зыбком я жива теплом твоей улыбки».
– эти строки Людмилы Шарги хочется перечитывать вновь и вновь.
И мы действительно будем просыпаться каждое утро и надеяться, что всё кончено, как пишет Елена Андрейчикова.
«Что снова мир. Что мы все рядом. Что можно снова жить, строить планы, писать романы, любить и улыбаться. А пока я снова я пишу всем:какты?“. Самое важное – получить ответ».
На презентации книги «Война» свои произведения прочитали:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.