Я работала в крупной международной IT-компании и руководством было принято решение перевести наш отдел в Дублин, чтобы мы были поближе к лондонскому офису. Я могла либо принять предложение, либо отклонить. Выбрала первое и получила свой первый в жизни one way ticket (билет в одну сторону — прим.автора).
О сложностях адаптации: шоппинг как антистресс и газ по расписанию
Следующее испытание — оформление банковской карточки. Несмотря на то, что у нас были правильно оформлены все документы, банки почему-то не хотели нам открывать счёт, а без него мы не могли получить деньги.
Кроме того, сложно было разобраться в бытовых вопросах. Например, как работает газ. Цены на него высокие, поэтому он работает в определённое время.
Уровень сервиса здесь низкий. Месяц у нас дома не было интернета. Мы вызывали специальную службу, нам приходили уведомлениями, что к нам выехали, но потом получали сообщение, что нас не было дома.
И ещё один из факторов, к которому надо было привыкнуть — английский язык с ирландским акцентом. Помню были вечера, когда я приходила домой и просто хотела побыть в тишине. Мозгу было очень сложно перестроиться.
Мы переехали в Дублин вместе с двумя коллегами. Помню, как в первый месяц каждые выходные ходили на шоппинг. Я не большой любитель такого времяпровождения, но в тот момент мы так боролись со стрессом.
О расставании с близкими и родным городом
Это было сложно. Мне пришлось оставить семью, друзей, мою самую родную организацию дебатного сообщества «Odessa Debate Union», которую я основала. Мы с ребятами очень сроднились, переживали, как всё будет дальше. Дебатеры из разных городов Украины написали мне письма, одесское отделение приехало меня провожать в аэропорт. Во время перелёта я все читала и плакала. У меня очень сильная связь с ними. Конечно, есть интернет, но я очень тактильный человек: мне важно обнять, поцеловать, подержаться за ручку. Мне этого не хватает. Но в Дублине развита система нетворкинга, где на специальных встречах можно общаться и знакомиться.
Об Одессе и Дублине: без моря, но с лоукостами
Жизнь в этих городах кардинально разная. В Ирландии развит средний класс, поэтому люди могут себе многое позволить. Здесь находится штаб-квартира Ryanair, одного из самых крупных лоукостов мира, поэтому есть много дешевых билетов по разным направлениям. Например, за 30-40 евро можно купить круговой билет в Париж.
Мне нравится, что жить на полную и развлекаться, здесь умеют люди всех возрастов. Пожилые люди ведут активный образ жизни. Когда бабушка 75 лет выбирает косметику и обращается к тебе: «Дорогая, скажи, мне подходит эта помада?» — это прекрасно. И помада цвета фуксия отлично вписывается в её элегантный стиль. Активной и жизнерадостной старости мне не хватает в Одессе.
В Дублине, конечно же, не очень нравится погода: здесь практически всегда осень, дожди и пасмурно. Хочется одесского солнышка. А ещё не хватает нашего гостеприимства, высокого уровня сервиса, вкусной еды и ресторанов возле моря, куда можно прийти в платье и насладиться эстетикой, которая тебя окружает.
Об Ирландии: большие семьи и хорошая инфраструктура
Здесь принято иметь в семье 5-7 детей, у них очень тесные семейные связи, поэтому все праздники они стараются отмечать вместе. Также впечатляет инфраструктура. Ирландия — самая удобная страна для людей с инвалидностью и для мам с колясками. Везде есть специальные спуски и переходы, в ресторанах всегда есть специальные туалеты и комнаты, где можно перепеленать ребенка.
Об ощущении дома и путешествиях
Мечта моего детства — увидеть мир. Помню, как мы с подругой мечтали о кругосветном путешествии. Она, к слову, сейчас в Италии живет. Я очень люблю путешествовать! Из Дублина это делать легко, поэтому на моем счету 29 стран, следующая будет юбилейная. Во многих была по несколько раз, поэтому отлично знаю некоторые аэропорты, мой телефон автоматически присоединяется к wifi.
B Одессе бываю три-четыре раза в год примерно по неделе. В Дублине, если нахожусь статично месяц, это уже очень много. В худшем случаем выбираюсь куда-то раз в месяц, в лучшем — два-три раза в месяц.
Но Одесса — это город моего сердца, который очень люблю. Помню все его запахи и звуки, каждая улочка пропитана воспоминаниями. Всегда говорю, что в первую очередь одесситка, а уже потом украинка. Я безумная патриотка своего города. Сейчас Дублин тоже стал для меня родным, поэтому теперь у меня два дома.
О дебатном движении в Одессе: это часть меня и всегда ею будет
25 сентября 2010 года, когда я еще жила в Одессе, после почти пятилетнего застоя, мы с Александром Славским реабилитировали дебатное движение в городе. Я основала «Odessa Debate Union» (Одесское отделение «Федерации дебатов в Украине» — прим.автора). Моей целью было не создать очередной проект, а построить сообщество, которое будет лучше, образованней, с развитыми навыками критического мышления и будет выступать против насилия. Один из моих лучших друзей был убит из-за того, что у людей не было достаточного уровня толерантности по отношению друг другу. Поэтому для меня это важно и поэтому я продолжаю этим заниматься. Это часть меня и всегда ею будет.
Что касается «Академии коммуникаций» (онлайн-платформа с курсами о публичных выступлениях — прим. автора), то это коммерческий проект, который я планировала достаточно долго и в итоге получила поддержку со стороны двух одесских коллег.
О будущих книгах: рассказы об Одессе в соавторстве с отцом
Пишу две книги. Одна из них — рассказы об Одессе. Она будет состоять из двух частей: первая часть — мои рассказы, вторая — записи моего отца, который умер, когда мне было 15 лет. Он очень красиво писал, я думаю, это связано с тем, что ему очень нравилось творчество Маяковского. Он писал ударными фразами и его безумно интересно читать. Сейчас по крупицам собираю его тексты. Всё, что нахожу оцифровываю и очень хочу, чтобы в книге было наше совместное авторство.
Эта история началась в октябре 2016 года. Я искала программы по развитию детских домов в Ирландии, но здесь, к счастью, в них нет нужды. Моё внимание привлекла организация Alternatives to Violence Project — проект против насилия, целевая аудитория которого — заключённые. Прочитав ценности и цели поняла, что мой тренерский опыт здесь будет полезен. На следующий день собрала все документы, чтобы получить разрешение на вход в тюрьму. Ждала его 9 месяцев, но теперь могу заходить в любую из них в Ирландии.
С первого шага на территорию я была удивлена: идеально подстриженная трава, цветы в разукрашенных вазонах, уличные скульптуры. Заключенные, это тюрьма для женщин, живут по двое или по одной в комнате. У каждой свой душ, туалет и телевизор на 6 каналов. Внутри — оформляют по своему вкусу. Есть корпус, в котором живут 50 человек с самым хорошим поведением — он не закрывается на ночь. Остальные закрываются в 19:30, но все могут ходить друг к другу в гости. На территории — тренажерный зал, библиотека, магазин.
Я встретила много замечательных женщин, у которых было адское детство. Их не научили справляться с агрессией и в какой-то момент всё пошло не так.
Приятно удивлена, но AVP есть и в Украине. И очень отрадно, что корни — одесские.
О работе на данный момент
Активная общественная жизнь привела меня к той точке, где нахожусь сейчас: я работаю консультантом по развитию сообществ, помогаю создавать и реализовывать программы для развития городов в разных направлениях.