В последний ливень на Одессу выпало 49,5 миллиметра осадков при суточной норме 26 мм.
— Самое большое количество осадков в мае, 66 миллиметров, было зафиксировано в 1962 году. То есть уровень осадков был действительно большой, а с теми вопросами канализационной системы, что уже есть, все привело к такому результату, — рассказал заместитель мэра Дмитрий Жеман.
С так называемым «залповым ливнем» не всегда справятся и большие, современные дренажно-отводные системы. Не говоря уже о старых и прогнивших одесских.
Из года в год сильный дождь или, не дай Бог, ливень затапливает часть города. Причем под водой зачастую оказываются одни и те же локации: улицы Балковская, Приморская, Академика Вильямса, Среднефонтанская, Французский бульвар и Пересыпский мост. Дороги, тротуары, дворы, подъезды жилых домов буквально тонут в потоках мутной воды. Из-за этого приходится останавливать автомобильное движение и в срочном порядке исправлять ситуацию.
Мнения экспертов о том, что может помочь устранить периодически случающиеся потопы, разделились. Собственно, как и мнения самих одесситов. Одни говорят о попустительстве коммунальных служб и «забитых» ливневках.
— Если есть какие-то проблемные участки, надо за ними постоянно следить и проводить какие-то работы, — утверждает одесский эксперт в сфере жилищно-коммунальных услуг Алексей Асауленко. — Ведь из года в год страдают одни и те же места, почему были не сделаны выводы и не выделены средства на подготовительные работы?
В мэрии отвечают: работы по очистке «ливневок» ведутся постоянно, это и позволяет в течение часа после прекращения дождя обеспечить проезжаемость на дорогах. Но простой очистки недостаточно. Сами одесские коммуникации морально устарели и требуют замены.
— В большинстве городов ливневую канализацию проектировали пятьдесят, а то и сто лет назад. Она была рассчитана на архитектуру того времени, но за эти годы появилась новая застройка, — рассказал аналитик Ассоциации городов Украины Олег Гарник.
В пользу этой версии говорят исторические факты. Например, коллекторам на Приморской улице и Деволановском спуске около 150 лет, а на Французском бульваре ливневых стоков нет вовсе.
Тем не менее новая система водоотведения требует огромного количества средств — в прошлом году речь шла о трех миллиардах гривен. У города таких денег нет, как нет и другого плана решения проблемы…
Два в одном
Двести лет назад, когда разворачивалось строительство Одессы, наши предки обустроили не две канализации (обычную и ливневую), как это следовало бы сделать, а одну (общесплавную). Причем канализационные воды сплавлялись самотеком по естественному наклону, то есть без насосов.
Главный недостаток этой схемы в том, что в случае переполнения ливневой ветки на улицы и в море выливается не только дождевая вода, но и канализационные стоки. Именно это и происходит в Одессе в наше время.