Опасное соседство и наступающее море
Иностранные фирмы в фильтрационные поля и раньше вкладываться не торопились. Требовали доказательств, что территория эта не будет затоплена. По словам проректора по научной работе Одесского экологического университета Юрия Тучковенко, экологи такой гарантии дать не могут.
Во-первых, в опасной близости к полям орошения находится Хаджибейская дамба, которую никак нельзя назвать защитным гидротехническим сооружением, убеждены специалисты. Дамба удерживает уровень воды в лимане на отметке всего на метр выше, чем отметка самих территорий полей фильтрации. И ее прорыв приведет к полному затоплению этих земель.
Во-вторых, уровень суши на полях орошения совсем немного выше уровня моря. В межсезонье грунтовые воды выходят здесь на поверхность. К тому же ученые прогнозируют, что в связи с изменением климата к концу столетия уровень моря повысится, как минимум, на 50 см. В перспективе — Куяльник соединится с морем, и поля орошения будут затоплены. Поэтому строительство там рискованно, считает Юрий Тучковенко.
Поля орошения — территория крайне проблемная. Грунты здесь слабые, «гуляющие» — конгломерат ила, ракушечника, соли и песка. Многие десятки лет сюда сбрасывали канализационные сливы со всего города. Рядом — многочисленные нефтехранилища, железная дорога, нефтеперерабатывающий, лакокрасочный заводы.
Токсичный грунт и недешевая рекультивация
За много лет в песчаном грунте полей орошения накопилось огромное количество биологических и химических токсинов, здоровой экологии, мягко говоря, не способствующих. И с этой проблемой при освоении фильтрационных полей предпринимателям придется столкнуться.
На сегодняшний день детальные исследования здешних грунтов не проводились. Но есть результаты исследований СЭС участка земли в районе Хаджибейской дороги, сделанных в прошлом году. Радиационной загрязненности здесь, к счастью, не нашли. Зато налицо превышение норм содержания тяжелых металлов — цинка и никеля.
Вместе с тем на полях орошения сегодня добывается песок. Использование стройматериалов на его основе, считают специалисты, может привести к вторичному загрязнению почв. А, по мнению экоактивиста Владислава Балинского, применение при строительстве этого песка в качестве подкладки под плитку — послужить причиной целого ряда тяжелых заболеваний у населения. Жилищного строительства на фильтрационных полях, правда, не предполагается. Но о безопасности сотрудников будущих предприятий тоже необходимо подумать. Маловероятно, что песок для строительных работ сюда будут завозить из экологически чистых карьеров.
— При любом строительстве на полях орошения обязательно должны соблюдаться нормы рекультивации грунтов в той части, куда поступали сточные воды, — убежден Юрий Тучковенко.
— Необходимо снять достаточно большой верхний слой грунта, — поддерживает мнение ученого лидер общественной организации «Сохраним Одессу сами» Юрий Никитин. — И ни в коем случае не использовать его для строек.
Вот только куда этот верхний слой вывозить? На соседние поля? Или просто перекопать грунт, чтобы и нижний слой ракушняка пропитался отходами НПЗ и лакокраски? Ведь если некоторые участки полей орошения нуждаются в незначительной рекультивации, то реабилитация сильно загрязненных территорий может потребовать более 10 лет. Так что обойдется это недешево. Если, конечно, экологические нормы соблюдать.
Может, проще и дешевле не вкладываться в строительство новой промзоны, а восстановить заброшенные СРЗ, «Большевик», «Центролит»?.. Промышленных предприятий, требующих реабилитации, и в самой Одессе немало.