Процесс постепенно движется, и вместе с тем растет беспокойство родителей. «Одесская жизнь» разбиралась, как проходит трансформация и чего стоит ожидать.
Что будет со школами?
Так, согласно закону, общеобразовательные учебные заведения будут поделены на:
- начальные школы, в которых дети будут учиться с первого по четвертый класс;
- гимназии, рассчитанные на пять лет обучения;
- лицеи, в которых дети будут заниматься с 10-го по 12-й класс и получать профильное среднее образование.
При этом начальная школа может работать как отдельная структура, так и быть частью гимназии. В последнем случае дети смогут учиться в заведении с первого по девятый класс. А вот в лицеях начальной школы, по закону, быть не может. Здесь допускается обучение с пятого по 12-й класс.
Чего опасаются родители?
Однако такие перспективы вызывают панику среди родителей. Мы проанализировали, что люди пишут по поводу разделения школ в соцсетях, и собрали несколько самых распространенных страхов:
- в спальных районах не будет хватать мест в школах;
- школа под домом станет гимназией или лицеем, тогда некуда будет вести первоклашек;
- полное среднее образование станет для многих недоступным.
«Полное среднее образование имеют право получить все. Это гарантирует Конституция Украины, и это должно быть удобно и детям, и родителям! А из реформы получается, что для того, чтобы получить полное среднее, нужно, во-первых, искать после 9-го класса в своем районе (или в соседнем) школу, где принимают в 10-12 классы. Во-вторых, детей не просто принимают по желанию, а они должны будут сдавать еще и экзамены, чтоб поступить в лицей. То есть следует, что идет прямое нарушение Конституции Украины. И все дети будут уходить после девятых классов, потому что другого выхода просто не будет», — комментирует Ольга Прохода в группе Фейсбука «Батьки SOS».
Что отвечают власти?
В свою очередь чиновники призывают не паниковать. С начала 2020 года анализируются школы и готовятся предложения, которые будут обсуждаться. Директор департамента образования Одесского городского совета Елена Буйневич сообщила, что уже есть несколько вариантов:
- исключительно начальные школы, а также существующие лицеи (Юридический, Экономический, Приморский и другие), где учатся с пятого (седьмого) по 11-й класс, реорганизовывать не будут;
- школы, которые фактически являются профильными лицеями, присоединят к лицеям;
- часть школ І-ІІІ ступеней войдут в структуру гимназий;
- учебные заведения, которые работают по международным соглашениям, продолжат работать, как и прежде, по всем ступеням образования (например, школа №90).
Кроме того, в департаменте думают, как сохранить все образовательные ступени в школе №117, которая считается одной из лучших в Украине.
По словам Елены Буйневич, проблемы могут возникнуть с крупными школами в густонаселенных районах:
Школа №13, гимназии №7 и №6 — это одни из самых больших школ в Украине. Набирают по 6-7 первых классов, полную параллель 10-х классов. Имеют классную базу, хороших преподавателей, успешных выпускников. Работают по определенным профилям, которые подтверждаются направлениями дальнейшего трудоустройства. Если эти школы сделать лицеями, а для них статус гимназии мал, то у нас не будет куда разместить начальную школу. Потому что вокруг этих школ все учебные заведения переполнены (№№ 14, 15, 24, 22, 17, 44). Да, не все они будут иметь статус лицея и в них освободится часть помещений, но с учетом плотной застройки района их будет недостаточно.
Что думают педагоги?
В свою очередь директор лицея №9 Сергей Копач считает, что разделение школ — это не дань моде, а создание конкуренции, оптимизации и условий, необходимых для обучения детей на разных уровнях образования:
— В данный момент на уровне Министерства образования решается вопрос о количестве классов в лицеях (школе ІІІ ступени) в каждой параллели. В современных условиях любому городу рациональнее создавать, допустим, в пяти лицеях профильные кабинеты, мощный кадровый потенциал и необходимые условия для обучения в старшей школе, чем в двадцати учебных заведениях всего района. Ведь есть школы с одним-двумя малокомплектными старшими классами. И для них необходимо тоже обеспечить профильное образование. Значит, должны быть специализированные кабинеты физики, химии, биологии, географии, математики, — объясняет директор. — В остальных учебных заведениях город будет уделять больше внимания начальной и средней школе. Таким образом, перераспределение ресурсов поможет создать необходимые качественные и современные условия в зависимости от типа учебного заведения: гимназия или лицей.
По мнению Сергея Копача, например, в Киевском районе города можно создать 5-7 лицеев, куда будет удобно добираться всем старшеклассникам, а рядом с домом должны учиться малыши в начальной школе.
— В законе прописано, что государство обеспечивает обучение в максимально приближенной к месту жительства ребенка начальной школе и гимназии. Например, в Киевском районе рядом построены две школы — одна остается гимназией, другая становится лицеем, что позволит создать доступ к качественному образованию детей на всех этапах обучения, — считает Копач.
Возможно, какие-то лицеи будут пользоваться большим спросом, в таком случае там не обойтись без конкурса. Но в заведениях, куда будет меньше желающих, останутся свободные места. Дети после девятого класса смогут выбирать необходимый тип учебного заведения и профиль классов, в которых они желают продолжить обучение для подготовки к получению высшего образования. При этом родители смогут подавать документы сразу в несколько заведений, как в вузы.
— В итоге все дети, по своим способностям и желаниям, смогут получать образование после девятого класса, — говорит директор одесского лицея №9.