АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Вопрос – ответ: как вернуть деньги за лечение?


8-06-2021, 11:00 |

Результаты медицинской реформы, которая началась несколько лет назад и обещала бесплатное обслуживание при наличии декларации с врачом, все еще оставляют желать лучшего. На первичном уровне, правда, система работает. К примеру, если надо сдать анализы или пойти по направлению к узкому специалисту, это бесплатно. А вот с больницами по-прежнему непросто.

Я с коронавирусом лечилась в больнице и платила за все, даже за перчатки. Когда «скорая» меня привезла, сделали укол и сказали, что «взаймы». Это лекарство придется купить и отдать. А потом услышала, что лечение должно быть бесплатным. Можно ли вернуть потраченные деньги? Все чеки у меня сохранились.

Александра Елсукова, Днепр».

«Одесская жизнь» постарается найти ответ на вопрос читательницы, а заодно и выход из подобных ситуаций: что делать, если у пациента в больнице требуют купить лекарства или оплатить услуги врача?

Ковид должны лечить бесплатно

С апреля прошлого года стартовала Программа медицинских гарантий (ПМГ). Она включает перечень (пакеты) медицинских услуг и лекарственные средства, которые государство предоставляет пациенту бесплатно. Но только в том случае, если у больного заключена декларация с семейным врачом, а у медицинского учреждения – договор с Национальной службой здоровья (НСЗУ).

Исполняющий обязанности главы НСЗУ Андрей Виленский объясняет: чем больше пациентов предпочтут лечение в конкретной больнице, тем больше денег получит это медучреждение. Так работает принцип «деньги идут за пациентом». Что касается непосредственно «ковидного пакета», то он, говорит чиновник, покрывает все расходы на лекарства, услуги и обследования, предусмотренные национальным протоколом лечения.

Почему же пациентов часто вынуждают платить за лечение? Государственных денег не хватает? 

В этом году на ПМГ было выделено более 123 миллиардов гривен. В прошлом году гораздо меньше – около 73 миллиардов. Тем не менее к началу этого года на счетах медучреждений лежало 17 миллиардов неиспользованных средств. НСЗУ видит проблему в том, что на местах не научились распоряжаться деньгами, а у больного берут по привычке. Но пациенту от этого не легче.

• Надо знать

Большинство госпитализаций не требует хирургического вмешательства. В таком случае работает пакет «Терапевтические госпитализации», который включает такие бесплатные услуги:

  • осмотр пациента, лабораторные и инструментальные исследования;
  • облегчение симптомов, нормализация процессов жизнедеятельности;
  • медицинская помощь беременным с осложненным течением беременности;
  • круглосуточный врачебный и медсестринский уход;
  • обезболивание и медикаментозная терапия;
  • консультация врачей других специальностей;
  • медицинская реабилитация в остром периоде;
  • направление пациентов в другие учреждения для оказания специализированной помощи или реабилитации.

Пациент не платит за расходные материалы и лекарства из Национального перечня основных лекарственных средств, их обеспечивает медицинское учреждение.

Защищайте свои права

Пациенту важно знать: если с него требуют деньги за услуги, которые НСЗУ оплачивает по Программе медицинских гарантий, – это нарушение его прав. В таком случае пациент или его родственники могут обратиться в Национальную службу здоровья с жалобой. В жалобе необходимо подробно описать сложившуюся ситуацию и оставить контактный телефон для обратной связи. Андрей Виленский говорит, что такие вопросы решаемы. И даже есть примеры, когда больницы возвращают деньги. Так, 30 тысяч гривен вернули пациенту за лечение ковида в одной из львовских больниц. Кроме того, открыты уголовные дела по фактам вымогательства денег за обследование и лечение в нескольких больницах страны.

Медицинские учреждения, которые требуют деньги с пациента, рискуют потерять договор с НСЗУ и остаться без госфинансирования. Главное – не молчать. О проблемах надо говорить. И хотя их вряд ли получится решить очень быстро, каждый «звоночек» от пациента – вклад в изменение ситуации.

Чтобы не быть голословным, пациент может проверить наличие у медучреждения договора с НСЗУ. Для этого надо войти на сайт Национальной службы здравоохранения nszu.gov.ua и открыть вкладку «Заключенные договора» («Укладені договори»). При нажатии на конкретное учреждение откроется текст договора, где можно увидеть количество выделенных на лечение средств. Уточнить информацию о наличии договора между НСЗУ и медучреждением можно также по телефону контакт-центра: 16-77.

• Куда обращаться?

Национальная служба здоровья Украины
Адрес: 04073, г. Киев, проспект Степана Бандеры, 19
Электронная почта: info@nszu.gov.ua

 Ольга Новикова


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.