АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Остановки в Одессе не имеют практического смысла: почему так и что делать?


15-02-2022, 17:00 |

Качественная остановка – это не только место, где пассажиры могут выйти из транспорта или зайти в него. В идеале это огромный функционал возможностей, который сегодня одесситам не доступен. Общественным транспортом в Одессе сейчас пользуется огромное количество горожан и остановки необходимо обновлять в соответствии с их потребностями. Какими же они должны быть и почему? 

 

Почему качественные остановки нужны и важны

Согласно отчёту Городского департамента транспорта в докарантинном 2019 году трамваи, маршрутки и троллейбусы перевезли 276 миллионов человек. В 2020 году пандемия внесла свои коррективы и городским транспортом воспользовались около 180 миллионов человек. Официальные цифры по 2021 году будут позже, но, можно предположить, что они будут чем-то средним – пандемия продолжается, но ситуация с транспортом уже не такая жёсткая.

Допустим, количество перевезённых пассажиров составит около 250 миллионов. Естественно, речь не идёт о количестве человек – кто-то пользуется общественным транспортом раз в день, а кто-то – два и более. Но в любом случае большая половина горожан ездит в маршрутках, троллейбусах и трамваях, а значит с регулярной периодичностью сталкивается с проблемой остановок. Тем более, что в Одессе транспорт пока не ходит точно по расписанию и часто приходится его ждать. Но одесситам не привыкать, а туристы авось как-то переживут.

Так и живём, не задумываясь о том, что остановки – это одна из составляющих дружелюбного и безопасного города. В принципе об остановках вообще мало кто думает. Можно спрятаться от дождя или снега в ожидании транспорта и на том спасибо. И это действительно одна из их задач – создать относительно комфортные условия ожидания. Но не только.

В европейских странах с развитой городской инфраструктурой приоритет отдается пешеходам, затем – велосипедистам и общественному транспорту, и только потом – автомобилям. А обеспечение безопасности пешеходов и людей, которые ждут общественный транспорт, является одним из ключевых аспектов фундамента инфраструктуры счастливого города

Безопасность остановок

Остановки должны быть чётко отделены от проезжей части, по краю которой в идеале установить невысокие металлические столбики. Таким образом люди в ожидании транспорта будут находиться в большей безопасности. Ведь, к сожалению, в Одессе и Украине ДТП с «участием» остановок на сегодняшний день не редкость. И в результате страдают даже не подозревающие об опасности пешеходы. Если же говорить об остановках на трассах, то они могут быть защищены ещё более надёжно вплоть до бетонных блоков.

Комфорт остановок

Остановки должны одинаково защищать человека от дождя, снега и палящего солнца. Удивительно, но отличным примером в плане функциональности служат бельгийские остановки, построенные в Одессе больше ста лет назад. Ещё три года назад их даже решили причислить к памятникам архитектуры местного значения. Вот только осталось исторических остановок всего несколько штук. А новые чаще всего далеки от понятия удобства и не рассчитаны больше, чем на 5-8 человек.

Вопросы, на которые должна отвечать остановка

Остановка – это часть системы ориентирования в городе. И главная её функция заключается в том, чтобы отвечать на три главных вопроса: где, что и когда?

В идеале, конечно, устанавливать интерактивные табло. Но можно пойти и по более простому пути. На каждой остановке должны быть:

  1. Табличка с названием – причём так, чтобы её было хорошо видно и с улицы, и из окон машин/общественного транспорта. Плюс в туристическом городе название должно дублироваться на латинице. Как часто вы сталкивались с ситуацией, когда из условной маршрутки невозможно увидеть, на какой остановке вы остановились и где вообще сейчас находитесь?
  2. Если не на самой конструкции остановки, то хотя бы рядом с ней может стоять стеклянная витрина с баннером, на котором перечислены все виды останавливающегося транспорта и показана схема его движения. Ведь бывает, что, оказавшись на остановке, мы растерянно вспоминаем, как же отсюда уехать, на чём и даже в какую сторону.
  3. Отдельное место должна занимать информация о расписании транспорта. Как минимум, до которого часа он ходит и с какими временными промежутками.

Как обстоят дела с остановками в Одессе?

Из всего перечисленного на одесских остановках сегодня нет практически ничего. Редкие таблички с названиями не всегда просматриваются. Схема движения встречается только на трамвайных остановках, но далеко не всегда соответствует действительности из-за ремонтов и перекрытия части улиц. Так, на Французском бульваре сегодня можно часами ждать «пятёрку», но так и не дождаться, потому что идут ремонтные работы на Пантелеймоновской. Эта информация, кстати, тоже должна быть доступна именно на остановке. Причём с описанием альтернативного способа передвижения по существующему маршруту.

Плюс, вместо адекватных карт со схемой маршрута искомого трамвая, часто на остановках бессмысленно существуют полные схемы всех городских трамвайных маршрутов. И они не только не помогают, но и больше путают. Например, на одной из карт линия «Пересыпский мост – Центролит» на карте идёт параллельно Французскому бульвару. А расположена она и вовсе на Тираспольской площади, откуда ни туда, ни туда на трамвае не добраться.

Электронное табло – это дорого, говорят одесситам. Но можно и без него – на всех трамвайных и автобусных остановках в Праге есть информационная стойка. И там на цветных листиках формата А4 или А3 распечатан список остановок, номера маршрутов и время прибытия трамвая. И это удобно не только для приезжих, но и для местных. Конечно, пока об обозначении точного времени прихода трамвая мы можем только мечтать, но первые два пункта вполне осуществимы.

 

Две проблемы остановок в Одессе

Первая проблема понятна — хоть из городского бюджета и выделяются деньги на новые остановки в Одессе, но от старых они не особо отличаются. К примеру, ещё в сентябре 2021 года было выделено около 5 миллионов гривен на 46 новых остановок. Их по-прежнему изготавливают из бьющегося стекла, но обещают лучшую антивандальную способность. На новых остановках по две боковые секции из закаленного стекла в 1 сантиметр. Крыша должна быть затемнена и выполнена из бронзового противоударного монолитного поликарбоната иметь защитный слой от ультрафиолета. Корпусы графитового цвета покрыты антикоррозийной, термо- и влагоустойчивой краской. То есть упор делается на то, чтобы остановки хотя бы существовали и вандалам их тяжелее было разбить.

А вторая проблема – это безразличие горожан. Ещё в конце прошлого года на онлайн-платформе «Социально-активный гражданин» был предложен проект «Транспортная навигация на остановках Одессы». Его описание: «Установка информационных табло на остановках, чтобы одесситам и гостям города было удобнее пользоваться общественным транспортом. В частности, установить современные и понятные схемы движения транспорта, добавить информацию о названии остановки, об интервалах (расписании) каждого маршрута, о стоимости проезда и способах оплаты, контактах перевозчиков и т.д.»

Смотрим, сколько человек проголосовало за этот проект – 56. Пятьдесят шесть человек на миллионный город. Хочется, конечно, верить, что просто мало кто знал о том, что есть такое предложение. Поэтому теперь будем внимательно следить за тем, на что мы можем повлиять здесь и сейчас, чтобы жить в удобном городе.


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.