В 1941 году трехлетний Юрий бежал с мамой из родного дома, в четыре надел форму и вместе с родителями, военными врачами, освобождал Украину и дошел до Берлина. Сейчас сын главного врача полевого госпиталя Владимира Когана и хирурга Ольги Наццолини Юрий живет в Германии. Он наведывается в Одессу, семейный архив передал историко-краеведческому музею. На днях здесь открылась выставка «Одесситы-медики в боях за Украину. 1941-1944», посвященная 75-й годовщине освобождения нашей страны от нацистов.
Документы времен Великой Отечественной войны, газетные вырезки, медицинское оборудование, фотографии и мемуары - каждый экспонат рассказывает о подвиге одесских врачей, медсестер и санитаров. Эту выставку планировали несколько месяцев. Сотрудники рассказывают о каждом документе, идут от фотографии к фотографии, от подвига к подвигу. Завотделом Лилия Эзау подводит к витрине: “Семья Коган-Наццолини уникальная - в полном составе прошла всю войну”. Владимир Борисович и Ольга Львовна были одесситами и потомственными врачами, они оба учились в Одесском медицинском институте. Получив диплом педиатра, Ольга по направлению работала в Николаеве. Ее муж после начала ВОВ стал начальником армейского полевого госпиталя для легкораненых 13 армии. Жена с маленьким сыном эвакуировались в Саратов. И на какое-то время супруги потеряли связь. Нетрудно представить, как они волновались. В витрине музея хранится телеграмма Когана: “Как я рад, что вас нашел”. Владимир Борисович устроил жену на работу в свой госпиталь. Но что мог там делать педиатр? И она выучилась на хирурга, как собственно поступали тысячи других врачей. Пока мама оперировала, маленький сын находился рядом. Ему пошили форму. Официально закрепили за госпиталем. Во время бомбежек и обстрелов малыша прятали под операционным столом.
Лилия Геннадьевна показывает: вот сборник русских сказок и скороговорок, который отец подарил Юрочке в 1943 году на 7 ноября. Как только достал на фронте? А вот уже на соседней витрине интереснейший экспонат - четырехгранный пенал и записка. Такие жетоны выдавали советским воинам в финскую войну, но многие из-за суеверий записки не заполняли. У Владимира Когана, прошедшего финскую, сохранился жетон. Здесь же лежит старый альбом о госпитале. Фотографии палат, раненых, мастерских, в которых изготавливались предметы для лечения пациентов. В госпитале легкораненых не только поднимали на ноги, но и обучали. Военные могли получить вторую специальность, к примеру, освоить минирование.
Несколько стендов рассказывают о работе медиков в осажденной Одессе. “Это единственный случай в истории, когда в обособленном от большой земли городе в распоряжении медицинской службы были специализированные медицинские учреждения”,- объясняет научный сотрудник Марина Прокофьева. Итак, в клинике Филатова его ученик доктор Шевелев возвращал раненым зрение, а в больнице на Ришельевской специализировались на челюстно-лицевых операциях. Причем оперировали как военных, так и гражданских - осколки не различали ни возраста, ни пола, ни статуса.
Медики - уроженцы Одесской области воевали на всех фронтах в боях за Украину. Многие стали добровольцами, будучи уже снятыми с воинского учета по возрасту или состоянию здоровья. Имена профессоров В. Кофмана, Н. Коздобы, врачей С. Левичева, К. Хруленко, многих медсестер и санитаров были известны всей Приморской армии. Вклад работников армейской медицинской службы в освобождение Украины огромен.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.