– Аня! Завтра сольфеджио, надо сделать домашнее задание.
– Я устала, полежу.
Через пять минут по квартире скачет дикий мустанг, а не маленькая уставшая девочка.
– Аня, работа!
– Я кушать хочу. Я очень-очень голодная.
После перекуса.
– Анечка!
– Я писаю.
– Анюта!
– Мама, я нотную тетрадь не могу найти.
Тетрадь лежит на письменном столе. Открываем.
– Не понимаю, - ноет первоклашка.
– Давай прочитаем задание.
Читаем. Надо по ритмическому рисунку написать мелодию. Это легко, в классе подобное упражнение делали. Предлагаю подбирать мелодию на флейте или пианино.
– А я ноты забыла, не помню, как играть, - глумится дитя.
Кончики моих волос, кажется, искрятся от бешенства. И я ласково-ласково говорю.
– Не страшно. Бах вообще был глухим, а музыку сочинял.
Тут же мысленно поправляю, что не Бах, а Бетховен. Но сейчас не это важно. Продолжаю спокойным, как мне кажется, очень спокойным голосом:
– Давай быстро сочинишь, а потом будем пить чай. С конфетами. Шоколадными.
– Не хочу конфеты.
– Пока не сделаешь домашку, мультиков не будет.
– Ну и что?!
Из моих ушей повалил пар.
– Все, баста, финита! Я двоечницу в школу не поведу. В музыкальную школу не будем ходить.
– Будем, - буркает девочка.
И за несколько минут сочиняет мелодию. Я красиво переписываю, и дочь проигрывает ее на флейте. Мы обнимаемся. Понять, что девочка сочинила, сложно. Но, когда на следующий день ее мелодию в классе на фортепьяно исполняет любимая учительница Ольга Николаевна, класс аплодирует. Ребенок счастлив! Мама тоже.
Удивительно, но с педагогами в музыкальной школе дочь готова работать довольно продолжительное время. Она десятки раз проигрывает мелодию на флейте, целый час изучает сольфеджио. На занятия бежит. Дома усадить за уроки сложнее. Я попросила поделиться опытом мам на Одесском форуме.
“Только не бейте”, - молниеносно написала мне в личку одна из родительниц.
“Есть работа - она должна быть сделана. Точка. Не сделана - нет мороженого\компа\прогулки... Не помогает - есть угол\ремень\и т.д. это ШКОЛА. Тут учатся. Не хочешь учиться - не надо”, - поделилась другая.
“Малая ревет в три ручья, когда что-то не выходит. Но на мое предложение бросить музыку решительно отказывается”, - пишет мама еще одного вундеркинда.
Мне эти советы помогают слабо. Ремень не практикуем, угроза остаться без конфет или мультиков не действует. Татьяна Юдовина-Гальперина, преподаватель игры на фортепьяно, написала книгу “За роялем без слез, или я - детский педагог”. В книге имеется ряд рекомендаций:
Во-первых, нельзя заниматься музыкой перед сном. Лучшее время для домашней репетиции сразу после возвращения из детского сада или школы.
Во-вторых, садиться за инструмент можно только в хорошем настроении.
В-третьих, ни в коем случае нельзя прерывать занятие, увлекшее малыша, или выключать телевизор, если он с удовольствием смотрит мультфильм.
И последнее. Если в дом пришли гости, нельзя настаивать, чтобы ребенок продолжал заниматься. Лучше пропустить день!
Татьяна Юдина-Гальперина подчеркивает: “Бывает, дети категорически отказываются заниматься дома. В таких случаях я не настаиваю: пройдет время, и ребенок поймет, что домашние занятия помогают на уроках... Наша главная задача — не убить в нем желание заниматься музыкой. Во имя этого можно нарушить любой режим!”.
Советы помогли! А мы нашли еще один способ: Аня учит маму играть на флейте, а для этого самой приходится много раз проигрывать упражнение.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.