До 25 сентября в Музее западного и восточного искусства (Пушкинская, 9) работает выставка живописи из фондов Львовской картинной галереи "Яцек Мальчевский - рыцарь Краковского модерна".
Яцек Мальчевский (1854-1929) родился в дворянской семье, принадлежащей к гербу Тарнава и потерявшей свои земельные владения. Представителями этого рода являлись поэт Антоний Мальчевский, мистик Ванда Мальчевская, генерал Юлиан Тадеуш Мальчевский. Начиная творческий путь как реалист, Яцек Мальчевский примыкает к символизму, к неудовольствию своего именитого учителя Яна Матейко, автора монументальных исторических полотен, отправляется на учебу в парижскую Школу изящных искусств, затем в Мюнхен. Испытывает влияние Пюви де Шаванна, Арнольда Бёклина, Гюстава Моро и Густава Климта. Впоследствии становится профессором, а затем и ректором Краковской академии художеств, обучает на курсах имени Баранецкого живописи женщин, не имевших права учиться в академии.
- Париж отнесся прохладно к живописи Мальчевского, пресса писала о нем как о прекрасном рисовальщике, оставшемся в узком кругу национальных интересов, - рассказал на вернисаже искусствовед Владимир Островский. - В 1924 году Мальчевский пишет портрет маршала Пилсудского и резко выходит за границы своего государства, где остановилась поступь "мировой революции". Его картины дорожают на мировых аукционах, их скупают польские меценаты с целью сохранить как национальное достояние.
На выставке представлены 24 картины, в основном портреты и автопортреты, черты художника угадываются и в картинах "Христос перед Пилатом" (1907), "Христос в Эммаусе" (1909), что Мальчевский при жизни оправдывал так: человек создан по образу и подобию Бога, почему бы Христу не иметь сходства с человеком? Молодого и красивого Пилата Мальчевский писал со своего друга, художника и реставратора Мечислава Гасецкого. Мы привыкли видеть в кино Понтия Пилата чуть ли не глубоким старцем, но ведь в ту суровую эпоху до преклонных лет доживали немногие, так почему бы прославленному римлянину не быть таким: черноусым, бодрым, циничным? Не обращая внимания на страдания привязанного к бамбуковой палке Христа (этот древний прием помогал обездвиживать жертву, ведь руки и ноги ее были примотаны так, что передвигаться она могла только маленькими прыжками), красавец занимается маникюром: изящные пальцы правой руки держат тростинку, которой он сейчас почистит ноготь левой, а затем окунет ту и другую в поднесенную слугой чашу. Помните: "Я умываю руки...".
Львовская коллекция живописи Мальчевского (68 картин и набросков, а также 18 рисунков и акварелей) сохранена благодаря одной из возлюбленных художника - на "Автопортрете с музой и скипетром" видим, как величественная пышнотелая красавица обладает символом власти, держа сердце на ладони, что символизирует владение эмоциями автора. Сам Мальчевский внешне был невысоким и щуплым, но в своих многочисленных автопортретах изображал себя значительным и мужественным, что ж, таков был этот человек изнутри, а разве не раскрытию внутренней красоты служит портретный жанр? После выставки художника в Париже в 2000 году Яцек Мальчевский попал в фокус внимания французских искусствоведческих изданий, интерес к нему возродился в масштабах Европы. Так что значение нынешней экспозиции в Одессе трудно переоценить.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.