В рамках фестиваля "Зеленая волна" и Корнейчуковского фестиваля детской литературы прошла дискуссия "Антибуллинг. Цивилизация детей". Ее вела Марианна Гончарова, автор книги "Тупо в синем и в кедах", посвященной как раз проблеме школьной травли, о которой многие родители узнают последними.
— Эту книгу я выстрадала сама, — призналась писательница. — Моего сына преследовала учительница, дочку травили одноклассницы. Поэтому я знаю твердо: нужно заглядывать в лицо своего ребенка, смотреть, как и с чем он идет в школу, прислушиваться к нему. Это проблема не только детского общества, буллинг у нас сегодня процветает даже в Верховной Раде. Я положила конец буллингу в отношении своей дочери, когда, каюсь, взломала страничку зачинщицы этой травли в соцсети, прочла соответствующую переписку и пообещала всем участницам большие проблемы с выпускными экзаменами, напомнив, что я журналистка. Но книга моя на самом деле не о буллинге — она о любви.
В тексте очень многое передано достоверно, во всей мощи подростковой гормональной бури, это тот редкий случай, когда писатель не адресует написанное себе в прошлое, а действительно обращается к молодежной аудитории, со знанием ее языка и проблем.
"Бесит! Меня сейчас очень многое бесит. Такая я есть сегодня. Такой период в жизни. Бесит. И ненавижу. Много лишнего обнаруживается в этой жизни. Много лишней суеты, лишней еды, лишней одежды, лишних усилий, лишних событий. В том числе — лишние ненужные слова. Длинные такие, что, пока выслушаешь до конца, взмокнешь. Ненавижу длинные слова, ненавижу! И еще. Вот тут лучше сразу сказать, почему я в этом те-ра-пев-ти-чес-ком дневнике не выставляю даты. Потому что я ненавижу точное время. Точное время и длинные слова. Но особенно длинные слова. И многословных речистых взрослых людей. Со значительными тяжелыми лицами. Зачем, господа присяжные... завсегдатаи... завсегдатели... заставлятели... Зачем?! Чтобы потянуть время, которое на самом деле совсем не тянется, а без-воз-врат-но уходит навсегда? Чтобы отбирать у меня минуты, часы, дни, долго ворочая языком, демонстрируя, какой ты взрослый, умный и крутой, а на самом деле успеть что-то задумать, наврать, обхитрить? Чтобы все стояли и ждали, когда ты такой весь из себя надутый как голубь, это слово выдавишь, выговоришь, молвишь, изречешь? Это я в ворде синонимы подсмотрела", — рассуждает героиня книги Лиза.
Преодолев тяжелую болезнь, девочка переезжает с семьей в маленький городок и, зная уже цену этой жизни, любит каждый луч солнца, ценит каждый день, лето и зиму, да и ее все любят. Но Лиза влюбляется в мальчика, проявляет ненужную откровенность, рассказав об этом девочке, с которой он раньше встречался, и теперь весь класс перестал с ней разговаривать. А на стуле каждое утро ее ждет сгнившее яблоко, в соцсетях ей пишут статусы: "Встречаться с парнем своей подруги — все равно, что надкусывать гнилое яблоко". Чтобы буллинг не прекращался, девочка-зачинщица выдает каждое утро ребятам по сотне...
— Находясь внутри ситуации, постоянно думаешь, будто сам во всем виноват, — признается дочь писательницы. 24-летняя Лина Гончарова-Томулец. — Я пошла тогда к маме своей обидчицы, искала у нее понимания, а она сказала, чтобы я разобралась в себе...
— Мне часто говорят подростки, что им нет смысла обсуждать свои проблемы с родителями, — в разговор вступает психолог Сергей Чуднявцев, автор курса "Чудо-родители". — По итогу любого разговора окажется, что они виноваты: "Ты плохой, ты неправ, ты какой-то идиот у меня получился". И самой их большой проблемой являются, как ни парадоксально, родители. Подростки в курсе, что двойка — это плохо. Смысл им это повторять? Есть более важные вещи. Буллинг почему-то воспринимают как подростковую проблему, а ведь еще в раннем детстве важно объяснить ребенку, что нельзя позволить обижать себя. Но от маленьких отмахиваются, а на больших уже начинают обращать внимание, ведь могут уже и ножом ударить...
Марианна Гончарова верит в детей, к которым, как она считает, взрослые предъявляют неоправданно низкие требования, не ждут от них многого. А ведь если поддержать в ребенке талант, помочь осуществить его мечту, результаты будут обязательно. А ребенку-творцу будет уже не до буллинга.
В дискуссии участвовали и девочка, которая пострадала от буллинга, и девочка, которая сама обижала свою одноклассницу в прошлом, но теперь об этом сожалеет, говорит, ее было так легко остановить, если бы кто-то вовремя этим озаботился...
— Ребенок, против которого ведется травля, чувствует себя виноватым, ему стыдно жаловаться или он понимает, что это бесполезно, и сам пытается решить то, что решить не может, — говорит писательница Анна Михалевская. — Если удастся выстоять в этой схватке — самому или все же с чьей-то помощью — у ребенка будет опыт, который сделает его сильнее. А если нет? Не совсем согласна с известной фразой: что нас не убивает, делает нас сильнее. С одной стороны — да, делает. Но, с другой стороны, заставляет жить в напряжении, ожидая от окружения подвоха. А вдруг окружение уже изменилось? А ты по-прежнему в боевой стойке. Доброжелательные отойдут в сторонку, останутся те, кто захочет побороться. И так бесконечно. Тут нужны немалая прозорливость и житейское чутье, чтобы вовремя включать "боевой режим" и вовремя расслабляться. Иначе пожизненное — À la guerre comme à la guerre. Так почему же изначально происходит буллинг? Судя по рассказам девушек, участвовавших в дискуссии, неуютно себя чувствуют потом и его зачинщики. Отчасти ответ дал Валерий Исаакович Хаит, сказав, что в людях сейчас слишком много ненависти. Не берусь передать дословно, но смысл выступления был таким: "Нам нужна не национальная идея, а национальные герои: люди, которые бы совершали нестандартные, достойные поступки, делали бы добрые дела просто так". А начинать по рецепту Хаита надо с простого: нет настроения, повысь его другому. Плохо тебе, сделай, чтобы другому было хорошо. Радость, она передается. Отличный подход! И прекрасное завершение нелегкой дискуссии. И снова возвращаюсь к вопросу: почему начинается травля? И следом другой вопрос: кого травят? Непохожих, нестандартных, тех, кто нарушает правила, кто хочет менять то, что не хотят менять другие, кто вдруг отказывается быть винтиком — одним словом, тех, кто мешает устоявшейся системе. В данном случае, система — это коллектив со сложившимися нормами и правилами, в нем есть свои негласные лидеры, клерки и чернорабочие, в нем есть свои негласные цели. Понимаете, к чему веду? Травят тех, кто разрушает систему. Отказался давать школьному лидеру списывать — изгнание. Не умеешь сплетничать в женском коллективе — позор и бойкот. Не поешь в общем хоре льстецов кому-то важному — будешь лишен благ, которые этот важный раздает. Не пьешь на литературных конвентах — какой ты вообще писатель? Нет тебя на Фэйсбуке — а жив ли ты, дорогой друг?.. И все это справедливо — ибо нечего лезть в систему со своими правилами. Иногда, правда, отношение к правилам меняется по ходу жизни, и тут только один выход — набраться сил на революцию, чтобы выйти из системы или установить новый порядок. Друзья и родители могут помочь, но даже при их помощи это все равно — личное сражение каждого. А на будущее хорошо бы запомнить такие несложные вещи. Не дружи со сплетницами и первыми красавицами только ради того, чтобы быть на виду. Дружи с такими, как ты, с кем тебе интересно. Не вымаливай внимания у тех, кому нужна лесть, их похвала будет ненастоящей. Не водись с пьяницами, сходи на семинар. Не трать себя на систему, пытаясь вписаться туда, куда ты все равно не впишешься, создай свою систему — интересную и справедливую. Или присоединяйся к уже существующей — мир гораздо многообразнее, чем мы думаем, в нем для всех найдутся единомышленники!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.