АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 КАК ВЫГЛЯДЕЛ ПУШКИН: ПОЧТИ ДЕТЕКТИВ


25-03-2021, 11:00 |

Недавно в Фейсбуке некто В. Гавриленко разместил фоторепродукцию картины, которая, в его точки зрения, является прижизненным портретом Пушкина. Свое утверждение автор аргументировал следующим образом.

Якобы в 1877 году артист Леонидов подарил эту картину Музею при Александровском лицее (тот самый Царкосельский лицей, в котором учился Пушкин).

Леонид Львович Леонидов (настоящая фамилия Стакилевич) — известный в свое время драматический артист, выступавший на сценах двух Императорских театров — Александринского в Петербурге и Малого в Москве. В историю он вошел как исполнитель роли Бориса Годунова в первой постановке трагедии Пушкина.

Подарок артиста музейные работники сперва приняли за дилетантскую копию знаменитого портрета Пушкина кисти Ореста Кипренского, тем более, что полотно находилось в плохом состоянии. Но, когда его расчистили, оказалось, что такого Пушкина никто не видел. Из подписи следовало, что И. Линев писал портрет с натуры.

Первым делом, конечно, опросили дарителя. Леонидов рассказал, что получил портрет от своей супруги — дочери танцовщика и комедийного актера Стуколкина. Как она попала к тестю, зять рассказать не мог.

Загадкой оставался и автор портрета — И. Линев. Лишь через сто лет, в 1968 году, профессор С. Куликов готовил к печати книгу об изобретателе и революционере А. Линеве. Оказалось, что среди родни героя книги был отставной полковник Иван Логинович Линев, художник-любитель, который расписал потолки в родовой усадьбе. В процессе поисков выяснилось, что этот полковник зимой жил в доме на 2-й Итальянской улице, где также проживала семья Александра Ивановича Тургенева — близкого друга Пушкина. У Тургенева же, в свою очередь, подолгу гостил Василий Андреевич Жуковский. Возникло предположение, что Жуковский мог быть знакомым с Иваном Линевым и мог свести его с Пушкиным.

Это предположение основывалось на двух записках, которые Жуковский отправил Пушкину в 1836 году.

Одна из них: "... завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти".

Вторая: "Не забудь, что ты у меня нынче в час будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаяния, дома, то найдешь у меня живописца. Прошу пожаловать".

Таким образом выходило, что картина Линева — последний прижизненный портрет Пушкина.

Тут бы и порадоваться открытию, пусть даже давнему, но вмешалась Галина Седова из Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

По ее словам, доказано, что никакой Линев никакого Пушкина при его жизни не рисовал. А работа якобы И. Линева — просто неумелая подделка. На самом же деле — это посмертный портрет, выполненный художником-монограммистом "И. Л." по какому-то литографированному портрету, появившемуся после смерти Пушкина. О том, что использована именно литография, свидетельствует застежка сюртука на левую сторону. Не исключено, что этот портрет вообще был скомбинирован с нескольких изображений Пушкина.

Г. Седова указала, что "еще в 1970 году О. И. Панфилова, старший реставратор Государственного Эрмитажа, обнаружила под видимым слоем живописи профильный портрет Пушкина или человека, похожего на него, но именно профильный! Наличие свинцовых белил в нижних слоях позволило увидеть его в лучах флуоресценции. Портрет же, видимый сегодня глазу, выполненный в ходе последующей реставрации, написан анфас с использованием цинковых белил, промышленное производство которых было налажено в начале 1850-х гг., в те же годы эти белила попали на палитру художников, т. е. уже на этом основании представленный портрет не может быть признан подлинным".

К этому мы можем добавить еще один аргумент, который начисто опровергает всю историю с дарением. А именно: дочь артиста Стуколкина — Надежда Тимофеевна — была замужем за помощником инспектора Института инженеров путей сообщения Александром Ивановичем Вальбергом.

Остается только сожалеть, что во времена Пушкина еще не была изобретена фотография, и мы не имеем достоверного впечатления о внешности великого поэта. Что позволяет время от времени появляться разного рода подделкам.

Андрей РАЙКОВ.


Газета: Порто-Франко
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.