Президент Украины подписал закон о переходе на электронные трудовые книжки. Данные о страховом стаже украинцев после 2004 года в электронных реестрах уже есть, теперь нужно оцифровать старые записи. Как это будет происходить и что изменится для украинцев, узнавали эксперты Центра общественного мониторинга и контроля.
Как оцифровать трудовой опыт
От бумажных книжек планируют отказаться не сразу. Закон предусматривает пятилетний переходный период. За это время можно использовать и бумажную, и электронную трудовую. По-прежнему учет данных будет вести Пенсионный фонд, отвечающий за накопление, хранение и обработку информации о страховом стаже работников для получения пенсий. На сайте фонда на каждое застрахованное лицо будет заведена персональная электронная карточка, которая содержит общий страховой стаж, в частности, приобретенный до 2004 года. Эти сведения будут вноситься в реестр на основании трудовой книжки или отдельных документов, подтверждающих стаж работы.
Перенести информацию из бумажной трудовой книжки в цифровую можно будет как самостоятельно, так и с помощью работодателя. Это можно сделать через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда, добавив сканированные копии трудовой книжки. Согласно требованиям, скан-копии должны быть цветными, четкими и отображать все реквизиты документа. Заполненные страницы должны быть в хронологическом порядке, формат изображения .jpg или .pdf, размер каждого файла не более одного мегабайта. Чтобы воспользоваться сервисом, обязательно нужно иметь электронную подпись или печать, а для работодателя также согласие работника на обработку персональных данных.
"Например, работодатель будет за всех своих работников делать скан-копии, заверять их собственной электронной подписью и подавать их к нам. Оцифровка внесенной информации в реестр будет осуществляться в Пенсионном фонде Украины", — объясняет зампредседателя Пенсионного фонда Александр Малецкий.
После переноса сведений в электронный реестр работодатель будет обязан выдать оригинал бумажной трудовой книжки работнику. В то же время, согласно закону, по требованию работника работодатель будет обязан продолжать вести трудовую в бумажной форме параллельно с электронным учетом.
Чиновники уверяют, что в повседневной жизни украинцев ничего не изменится. Основное место работы будет определяться по сведениям в реестре застрахованных лиц. В день увольнения работодатель будет выдавать работнику только копию приказа об увольнении и проводить окончательный расчет в установленные сроки.
Согласно закону станет возможным автоматическое назначение пенсии по возрасту через личный кабинет на веб-портале электронных услуг. В то же время у украинцев сохраняется право отсрочки выхода на пенсию.
Плюсы и минусы
Авторы закона говорят, что переход на электронный учет имеет немало преимуществ: от уменьшения расходов работодателей на ведение бумажного документооборота до невозможности потерять или испортить книгу. По данным аналитического центра EasyBusiness, отмена бумажных трудовых может сэкономить для бизнеса около 500 миллионов гривен в год. Также электронный учет упростит доступ к информации об образовании и квалификации работников. Работодатели смогут эффективнее планировать подготовку и переподготовку специалистов.
Критиков закона интересуют риски, которые несет электронная система. Будут ли персональные данные украинцев надежно защищены, не будут ли искажены записи об опыте, возможен ли сбой и потеря информации?
Эксперт социальных программ Центра Разумкова Ольга Пищулина считает, что оснований волноваться нет: "У молодежи сейчас нет бумажного паспорта, у людей нет бумажной книги с движением средств на своем счету в банке, которые были когда-то, теперь не будет и бумажной трудовой книжки. Это не страшно, ведь данные хранятся в защищенных реестрах, и их хоть каждый день человек может проверять и контролировать".
Даже если и говорится об определенных рисках, то их не больше, чем у бумажных книжек. Восстановить трудовой опыт не всегда удается даже с бумажной трудовой, если предприятие закрылось или обанкротилось.
Важнейшим преимуществом электронных трудовых книжек эксперты называют устранение человеческого фактора и больший контроль.
"Это дополнительный контроль со стороны человека, который в любое время может зайти в реестр общеобязательного социального страхования и посмотреть, платит ли за него работодатель социальные взносы, какие именно, посмотреть свой страховой стаж. Ведь часто бывало, что в бумажную книгу кадровик записывает человеку, что он работает, а взносы работодатель не платит и человек остается без пенсии", — отмечает эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский.
Закон вступит в силу через три месяца со дня опубликования, а именно 10 июня. У украинцев будет еще немало времени, чтобы разобраться со всеми нюансами перехода на цифру.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.