Еще лет тридцать назад девушке легче было слетать в космос, чем поступить на факультеты, где готовили капитанов и штурманов для судов дальнего плавания, тем более, что таких вузов в СССР было всего два - в Одессе и Ленинграде.
Желающих "отшивали" уже на уровне приемной комиссии: "не женское это дело". Странно, но почти до конца ХХ века на этих факультетах сохранялось древнее как мир суеверие: "женщина на корабле - к несчастью".
История, правда, сохранила имена англичанок Мэри Рид и Анны Бонни, наводивших ужас на торговый флот в Карибском бассейне, или китаянки Цин, предводительницы целой флотилии, которая дважды наголову разбила императорский флот. Но то были, во-первых, пиратки, во-вторых, очень и очень единичные исключения из правил. А "правила" же четче всего были сформулированы в достославном законе датского короля 1582 года: "Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт"...
Ситуация стала меняться лишь в 1930-х...
ОНА БЫЛА ПЕРВОЙ
Первой в Украине (и одной из первых в мире) женщиной-штурманом, а затем и капитаном корабля стала одесситка Берта Рапопорт.
Решение пойти по морской стезе она приняла еще в школе. Родители были категорически против, но девушка настояла на своем, сумев убедить даже руководство Одесского морского техникума. Ее взяли на судоводительское отделение, что по тем временам - сенсация всесоюзного масштаба.
Практику девушка проходила на легендарном паруснике "Товарищ". Ни в чем не уступая парням, несла вахту у руля, драила палубу, ставила и убирала паруса, а любимым занятием было забраться на самую высокую мачту и петь от радости...
В 20 лет Берта закончила техникум, получила диплом штурмана дальнего плавания. А уже через четыре года - немыслимо короткий срок! - ее назначили старшим помощником капитана парохода "Катаяма".
"Моряки называют эту должность "собачьей", - пишет ветеран морского флота Аркадий Хасин. - Спит старпом урывками четыре-пять часов в сутки. Помимо двух вахт, которые несет на мостике старший помощник капитана с четырех часов утра до восьми и с четырех часов дня до восьми вечера, он отвечает за надежную работу грузового, шлюпочного и швартовного устройств, за пожарную безопасность, готовит и проводит учебно-тренировочные тревоги по борьбе за живучесть судна, руководит работой палубной команды, обеспечивает швартовки и от швартовки в портах, отвечает за надежное крепление груза в трюмах и на палубе, за прием и расход пресной воды и продовольствия, за чистоту и порядок в жилых и служебных помещениях... Даже плохо приготовленный судовым поваром обед тоже на совести старпома... Со всеми этими непростыми обязанностями Берта Яковлевна справлялась блестяще!"
Её имя прогремело на весь мир, когда в 1938 году, во время гражданской войны в Испании, экипаж "Катаямы" оказался в плену у франкистов. Без малого год провели моряки в концлагере, пока их не вернули на Родину.
Летом 1941 года Берта работала старпомом на теплоходе "Молдавия", который вывозил людей из осажденной Одессы. Затем её откомандировали в Каспийское морское пароходство, назначили капитаном теплохода "Туркменистан". В экипаже у нее были преимущественно женщины, но со своими обязанностями они справлялись не хуже мужчин, демонстрируя, что значение имеет не половая принадлежность, а умение и желание...
В сентябре 1944 года Берта Рапопорт вернулась в родную Одессу, но в море ее больше не пустили - пребывание в плену в ту пору приравнивалось к "госизмене". Она работала в Одесском порту сменным диспетчером, тоже, кстати, будучи первой женщиной на этом посту. Старые портовики утверждают, что диспетчеров такого уровня за всю послевоенную историю порта можно сосчитать по пальцам...
БЫТЬ КАПИТАНОМ
Для Татьяны Олейник Берта Рапопорт была и легендой, и примером для подражания. Её путь на капитанский мостик оказался и длиннее, и извилистей.
Как и ее предшественница, Татьяна с детства "заболела" морем. С той только разницей, что в стремлении стать морячкой её поддержала мама. Но при попытке поступить в Одесское высшее инженерно-морское училище (ОВИМУ) наткнулась на непреодолимую стену: "девушек не берем". Татьяна решила идти "обходным путем". В Киеве получила специальность бортпроводницы, но в рейс пошла матросом.
Поступила в Херсонское училище, где готовили для работы на судах речного флота. Получив диплом, целеустремленная девушка пробилась на прием к министру морского транспорта СССР, и тот, сраженный ее целеустремленностью, дал рекомендательное письмо в ОВИМУ.
Но оставалось еще одно препятствие: экзамен по физике. Принимать его пришел сам заведующий кафедрой.
- Вытаскиваю я билет, - вспоминает Татьяна Витальевна, - там три вопроса. Равноускоренное движение, вопрос по электронике, уравнение теплового баланса. Села к столу экзаменаторов, начала отвечать.
- Вы что-то медленно соображаете, - вдруг говорит завкафедрой, - и если так будете соображать на капитанском мостике...
- Я пять минут назад взяла билет, а на мостике соображаю быстрее, - парирую я.
- А почему вы в очках?
- Семь лет плаваю, плюс последствия родов, - отвечаю. - И тут наступает тишина...
Легкое ошеломление не помешало комиссии задать еще 18 вопросов. На последний Татьяна отвечала письменно - говорить уже не было сил. Через день сообщили результаты. Из тридцати абитуриентов этой группы - всего одна "пятерка". У кого - понятно!
А через пять лет Татьяна Олейник стала первой выпускницей судоводительского факультета ОВИМУ (сейчас это Национальный университет "Одесская морская академия").
Но капитанский мостик ей доверили лишь через 11 лет.
- Что бы ни говорили по поводу гендерной политики, но меня не раз "макали" в то, что я женщина. Второй механик мне часто говорил: "У тебя, Танечка, все хорошо, но есть один недостаток, и он неисправим. Ты женщина!" А я всю жизнь считала, что это достоинство! - улыбается Татьяна Витальевна.
Самым важным для нее всегда было "правильно себя поставить". Особенно, когда она с должности старшего помощника на пассажирском корабле была назначена капитаном грузового судна.
- Мне тогда говорили: "Татьяна Витальевна, это вам не "белый пароход". А я отвечала, что и на грузовом у меня все будет, как на "белом пароходе". Вот только, чтобы добиться этого, капитан должен не сидеть в каюте, а вникать абсолютно во все, что происходит на корабле. В первую очередь - все знать об экипаже. Это важно, чтобы понимать, кто и как может повести себя во время рейса.
- Коллектив нужно собирать так, чтобы не было в нем "шипов, острых углов", чтобы все были как единый комок, - складывает руки в шар Татьяна Витальевна. - Очень важно уделять внимание морально-психологическому климату. Ведь на судах работают люди не только разных характеров, но и национальностей. Поэтому надо знать их традиции, обычаи, чтобы не возникало агрессии во взаимоотношениях. В крюинговых компаниях, к сожалению, не проводят тесты на психологическую совместимость. А капитан отвечает за каждого члена экипажа.
Капитан - это еще и умение в сложной ситуации принять единственно правильное решение. Ведь нередко от этого решения зависит человеческая жизнь. Ведь самое главное для капитана - вернуть живыми и невредимыми моряков их семьям. Безопасность - вот что в первую очередь должен обеспечить капитан.
Общий "морской стаж" Татьяны Олейник - более сорок лет. В какие только ситуации не доводилось ей попадать, особенно в заграничном плавании, где женщину-капитана встречали, как правило, с недоверием, и ее судно проверяли особенно тщательно. Но с кем бы ни общалась наша героиня, - с таможней ли, с пограничниками, с портовыми службами, - она всегда находила общий язык.
- Как встретишь людей, так они и будут к тебе относиться, - утверждает Татьяна Витальевна. - Разве сложно выучить пару слов на языке страны, в порты которой ты заходишь? В Израиле, например, встречая комиссию, я всегда приветствовала ее: "Шалом!" Мне сразу предлагали найти того, кто говорит по-русски. А зачем, мы прекрасно общались на английском! Еще помню, в греческом порту поступил сигнал, что наши суда надо проверить особенно тщательно. Провели греки и не нашли у меня ничего, к чему можно было придраться. Или в Италии поставили нас на внеочередное техобслуживание, очень долго проверяли, не выпускали из порта, хотя мы выполнили все их рекомендации. А когда уже получили разрешение на выход, я на хорошем итальянском языке сказала начальнику местного портового контроля: "Вы просто не любите женщин и цветы". Говорят, что эта фраза обошла всю Италию.
Татьяна Олейник носит почетное звание "Заслуженный работник морского флота Украины", награждена орденом княгини Ольги. Но главной своей заслугой она считает то, что своим примером доказала: женщина может быть успешным капитаном корабля, опровергая тем самым древний предрассудок.
- Бабушка научила меня, что в жизни надо либо делать все хорошо, либо никак. Поэтому я одинаково пеку пирожки, выращиваю розы (у меня в саду их сто кустов!) и стою на мостике, - с улыбкой говорит Татьяна Витальевна.
Сейчас Татьяна Олейник работает в Дунайском пароходстве, также преподает морские дисциплины, делится своим опытом с курсантами, среди которых со временем все больше девушек. Одна из них уже штурман дальнего плавания, примеряет себя к капитанскому мостику. Сын тоже стал капитаном. Подрастает внучка, не исключено, что станет третьим капитаном в семье. Тем более, что бабушка всегда поддерживает девушек в их стремлении посвятить себя морской профессии...
КУРС - НА ГЕНДЕРНОЕ РАВНОПРАВИЕ
Женщина - капитан или штурман - пока еще редкое явление в отечественной морской отрасли, как впрочем, и в мировой. В том числе, и по причине стереотипов. Но ситуация меняется, что можно проследить хотя бы на примере Национального университета "Одесская морская академия", где с каждым годом все больше девушек-курсанток.
У Вероники Паромоновой мама, бабушка и дедушка занимаются парусным спортом. И сама она как член экипажа крейсерской яхты не раз выступала на соревнованиях разного уровня. И вполне логичным стало для нее решение поступить в Одесскую морскую академию.
Морскую династию продолжает и Владислава Абрамова. Дедушка у нее - механик, отец - судоводитель. Учиться "на капитана" девушка мечтала с 10 лет. Хотя прекрасно знает, насколько это сложная профессия.
У Олеси в этом вузе учился дядя. По его примеру она поступила на судомеханический факультет. Ее отговаривали, говорили, что на этом факультете учиться - сложнее всего. Но девушка любит технику и настояла на своем. Тем более, что перед глазами - пример самого близкого человека; её мама в родном Запорожье - единственная женщина - инструктор по автовождению. Учиться нелегко, признает Олеся, но, как старшина курса, она должна подавать пример.
- Если правильно себя поставить, - утверждает Олеся, - то тогда к тебе будут относиться, как к равной. Хотя, конечно, в морской профессии женщине еще довольно сложно доказать свое равенство. Я сейчас готовлю документы, чтобы уйти в рейс, и вижу, что приходится прилагать намного больше усилий, чем парням, чтобы доказать свой профессионализм. Но мне это интересно, это движение к цели, самореализация.
С детства мечтала стать капитаном и Юнония Хусейн. На ее счету уже два рейса в должности третьего помощника капитана.
- Я всегда хотела заниматься такой работой, которая будет приносить достойный заработок и позволит посмотреть мир. В Морской академии одинаковое отношение, что к юношам, что к девочкам. Требования ко всем высокие, ведь в нашей профессии очень высокая конкуренция на рынке труда, но я к ней готова.
Перелом в сторону достижения гендерного баланса - явление общемировое. Пока что женщины составляют лишь 2 % всего мирового морского персонала. Но IMO (Международная морская организация) совместно с такими объединениями, как ITF (Международная федерация работников транспорта) и WISTA (Международная женская ассоциация судоходства и торговли) активно способствуют расширение прав и возможностей женщин в судоходстве.
В частности, ITF требует от работодателей и профсоюзов уделять первоочередное внимание проблемам, которые определены как жизненно важные для женщин-моряков:
- снижение гендерных стереотипов внутри отрасли;
- обеспечение санитарно-гигиеническими предметами на борту судов;
- доступ к конфиденциальной медицинской консультации, противозачаточным средствам и средствам экстренной контрацепции;
- последовательный и усовершенствованный подход к пособиям и правам по беременности;
- разработка политики сексуальных домогательств и соответствующей подготовки, в том числе в рамках подготовки и обучения курсантов.
Эксперты ILO (Международная организация труда) утверждают, что наличие женщин на борту судов позволяет создать нормальную социальную среду, уменьшает чувство изоляции, которое ощущают многие моряки.
Кроме того, исследования рабочей силы в секторе судоходства свидетельствуют о растущем дефиците некоторых морских специальностей. "Поэтому, - делают вывод эксперты ILO, - женщины могут быть источниками талантов, которые следует использовать, чтобы восполнить этот дефицит".
Так что, как видим, стереотипы и предрассудки постепенно уходят в прошлое даже в морской отрасли, которая еще недавно считалась исключительно "мужской прерогативой".
- Рассветы и закаты, красивая швартовка, - мой гормон счастья, - признается капитан Татьяна Олейник.
Счастье женщины на корабле...
Александр ГАЛЯС. Материал подготовлен в рамках проекта "Гендерночувствительное пространство современной журналистики", который реализуется Волынским пресс-клубом в партнерстве с Гендерным центром Волыни при поддержке "Медийной программы в Украине", финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID) и выполняется международной организацией Internews
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.