Похоже, сколько существует человечество, осознавшее себя как общество, наделенное разумом, столько и существует проблема фальсификации лекарств. Еженедельник «Аптека», к примеру, в 2000 г. сообщал, что в документах IV ст. до н.э. упоминается об опасности фальсифицированных лекарств для здоровья человека, а в I ст. н. э. об этом же предупреждал древнеримский врач Диоскорид, он также советовал, как такие лекарства можно выявить.
Трудно сказать, какие наказания к фальсификаторам лекарств применялись тогда, но вот что можно узнать о более близких нам временах и людях: «Одесский окружной суд по делу о фальсификации фармацевтических препаратов приговорил двух подсудимых к арестантским ротам на 3 года 3 месяца, 3 — на 2 года 3 месяца, 4 — на 1 год, 2 — к тюремному заключенiю, трое оправданы» («Практический Врач», 1910 г.). «Такими сроками одесситов не напугаешь, — иронизирует автор журнала «Провизор» (2000 г.) Н. П. Аржанов, — и Молдаванка с Пересыпью продолжали пополнять сообщениями о фальсификациях ЛС (лекарственных средств — М. Ж.) рубрику уголовной хроники». О чем и поведало еще одно издание того же 1910 года («Жизнь Фармацевта»): «В Одессе открыта новая «фабрика медикаментов», принадлежащая г. Сейбелю. Найдено много поддельных патентованных средств».
Та же «Жизнь Фармацевта» в следующем году рассказывала, что в Одессе «властями в некоторых аптеках обнаружены поддельные французскiя слабительные лепешки. Лепешки изготовлялись в кондитерской по заказу аптеки Гельфана, причем на каждой коробке имелся штемпель «Раris». Эти лепешки найдены, между прочим, при обыске и в крупнейшей в городе аптеке г.г. Гаевского и Поповского».
Безусловно, такое уголовно наказуемое жульничество процветало не только в Одессе, о чем рассказывается в первом (!) выпуске (2007 г.) «Довiдника фальсифiкованих лiкарських засобiв, виявлених на територiї України», где размещены и статьи из специализированных изданий. И, очевидно, процветает сегодня, коль в последние годы так стремительно, судя по темпам в нашем городе, росло количество аптек. Да и, наверное, не мне одной довелось видеть (не так давно), как в какую-нибудь аптеку заходил бравый парень с большой сумкой наперевес и с вопросом к аптекарям: «Лекарства нужны?»
Не пойман — не вор, говорят. Но вы видели, слышали, чтобы у нас кто-то из таких «воров» здоровья людей был пойман, наказан?.. Хотя вопросы фальсификации лекарств, по мнению авторов «Фармацевтичного журналу» (2002 г.), очень активно обсуждались и в зарубежной, и в украинской медицинской и фармацевтической практике, и более 80% экспертов считали «проблему пiдробки лiкiв серйозною загрозою у майбутньому».
В Украине до создания системы контроля качества лекарственных средств, сообщается в том же «Довiднику...», не было выявлено фальсифицированных лекарственных средств. Только в 1999 году впервые появилась информация о подделке некоторых лекарств. И если в 2000 г. таких серий лекарств было выявлено 17, то уже в 2005-м — 96.
Можно еще много приводить примеров, но... «шкода часу i атласу». И, думается, понятно, почему в заголовке этих заметок стоит вопросительный знак. Однако возрадуемся, что Верховна Рада все-таки приняла закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за фальсификацию лекарственных средств или оборот фальсифицированных лекарственных средств».
Вносятся изменения в ст. 321 — 1 Уголовного кодекса. Лишение свободы на срок от 5 до 8 лет — наказание за изготовление, приобретение, перевозку, пересылку, хранение с целью сбыта или сбыт заведомо фальсифицированных лекарств. Наказание, как видим, ужесточено: прежде за такие деяния предусматривался срок от 3 до 5 лет.
Если же выше означенные криминальные действия совершаются повторно или по сговору группой лиц либо служебным лицом, медицинским или фармацевтическим работником, либо путем масштабного распространения (к примеру, через интернет), или в крупных размерах, то грозит лишение свободы от 8 до 10 лет с конфискацией имущества. Прежде — от 5 до 8 лет и также с конфискацией имущества.
Пожизненный срок заключения с конфискацией имущества предусмотрен, если такие действия стали причиной смерти человека или иных тяжких последствий, либо будут совершены в особо крупных размерах. Прежнее законодательство за такие действия предусматривало лишение свободы от 8 до 10 лет или пожизненный срок с конфискацией имущества.
Интересно, что ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) на проблему фальсификации лекарств впервые обратила внимание... в 1987 году. Когда фальсифицированные препараты начали появляться в развитых странах. Так что прислушайтесь хотя бы к парочке советов от того же «Довiдника...»: лекарства «необходимо покупать в аптеках, а не на рынках, с рук, даже у врачей и медсестер...» (да простят мне эту цитату добросовестные, добропорядочные служители медицины, коих абсолютное большинство — автор). Обратите внимание еще: «подозрительно низкая цена может быть признаком подделки».
Словом, на законодательство и новые инициативы депутатов надейся, но и сам не плошай. И эти заметки, уважаемые читатели, не следует воспринимать как желание пишущего запугать вас, очернить действительность. Все мы знаем, что выпало нам непростое время, но жизнь продолжается. Выживаем вместе: наше «оружие» — здравый смысл, трезвый взгляд на события, дабы не позволять всяческого рода мошенникам обмишуривать нас.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.