АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Романтик остается романтиком


9-04-2020, 14:00 |

После блестящего выступления женской сборной по стрельбе из лука в Сиднее (Елена Садовничая, Наталья Бурдейная и Екатерина Сердюк выиграли серебряные медали) главный тренер национальной команды Виктор Сидорук вынужден был сделать перезагрузку, поменяв на две трети состав коллектива. «Затянулся отдых у олимпийцев. Слишком долго праздновали они сиднейский успех», — сокрушался сам прошедший в спорте огонь, воду и медные трубы наставник.


В результате из серебряного австралийского трио в сборной осталась лишь одесситка Наталья Бурдейная. И, тем не менее, обновленная команда, в которой рядом с Натальей стреляли Татьяна Бережная и Екатерина Палеха, с чемпионата мира вернулась с «бронзой», а Бурдейная даже с двумя, так как заняла третье место и в личных соревнованиях.

Но прошло еще немного времени, и о знаменитой лучнице стали забывать — шесть лет о ней не было слышно.

— Чем вызван столь долгий перерыв в карьере? — спросил я Наташу при встрече?

— Такой перерыв — самый приятный в жизни женщины: родился сын, надо было сосредоточиться на родительских обязанностях. Я бы даже назвала свое временное отсутствие в большом спорте не перерывом, а паузой, чтобы осмыслить накопленный опыт, наметить планы. Как любая спортсменка, на достигнутом останавливаться не хочу. Жить без идеи, планов, цели скучно.

О сегодняшней жизни Н. Бурдейной речь впереди. А пока вернемся к событиям двадцатилетней давности.

— После Сиднея дико хотелось элементарно отдохнуть, — вспоминает Наталья. — Но получилось так, что мы не принадлежали сами себе. Встречи с президентом, общественностью, чествования, презентации, балы... С одной стороны, очень приятно, с другой — все это суета. Лишь под Новый год удалось вырваться: купила билеты в Ленинград и уехала в гости к брату. В результате слишком большой перерыв получился в тренировках. Я по-настоящему включилась в работу лишь в январе. Наверное, в таком же положении оказались и Лена Садовничая с Катей Сердюк. Так что претензии Виктора Васильевича были абсолютно обоснованными.

— Однако вам все-таки удалось пробиться в команду, и в итоге вы показали лучший результат, став двукратным призером чемпионата мира.

— Видите, как получается. На Олимпиаду я в последний момент попала, на «мир» — тоже. Я ведь никогда не ставлю перед собой конкретных планов: во что бы то ни стало выиграть конкретный турнир. Мне важно после работы получить удовлетворение, хотя, безусловно, оно напрямую связано с результатом. Возможно, такой подход, к которому мы пришли с моим тренером Аллой Кивайло, помогает в самые напряженные моменты соревнований. Кто-то, правда, говорит, что мне везет. Ну что ж... У нас везение — немаловажный фактор.

Везение, надо сказать, у Бурдейной своеобразное. Тренеры сборной накануне Олимпиады с составом определились заранее. Причем руководствовались они совершенно конкретным критерием — рейтингом спортсменок. В соответствии с ним Наташа в команду попадала «железно». Мало того, на исполкоме федерации список олимпийцев-лучников был утвержден официально. И вдруг перед самым вылетом — как гром: вместо Бурдейной на Олимпиаду едет Палеха. Чем руководствовался тогдашний министр спорта Иван Федоренко, вычеркивая одну фамилию и заменяя ее другой, наверное, знает только он сам. Когда Наташа узнала о случившемся, то заперлась в комнате и целый день из нее не выходила. Через три дня появилась на родной «локомотивовской» базе и, стараясь не замечать соболезнующих взглядов, стала собирать лук, готовясь к очередной тренировке. Дина Новикова, начальник физкультурно-спортивного клуба, не выдержала, подошла: «Наташенька, у меня в кабинете осталось шампанское и цветы для тебя». На что услышала: «Дина Феодосиевна, пускай все это вам останется. У нас с вами будет еще много цветов и шампанского».

А Алла Кивайло в это время штурмовала столичные кабинеты: уговаривала, взывала, доказывала, даже угрожала (выступлением по радиостанции «Свобода», например). И в результате добилась, нет, не справедливости, но права доказать справедливость. Была назначена так называемая «перестрелка» между Бурдейной и Палехой. Кто выиграет очный спор, тот и поедет в Сидней. Накануне «перестрелки» А. Кивайло сказала ученице: «Забудь о рейтинге, забудь о несправедливости. У твоей соперницы ситуация точно такая же. Она не виновата, ей даже тяжелее, потому что она понимает, что место в сборной по праву принадлежит тебе. Иди и стреляй». Наталья выиграла спор за явным преимуществом — 4:1. Потом была Олимпиада, победные поединки с чемпионками мира итальянками и чемпионками Европы турчанками. Финал с непревзойденными лучницами из Кореи, принесший нашей стране «серебро» Олимпиады. И что интересно, главным фактором успеха украинских спортсменок буквально все очевидцы называли удивительно благоприятный психологический климат в команде. Несмотря на разницу в возрасте, опыте и, соответственно, увлечениях, они буквально всю Олимпиаду провели втроем, хотя времена пресловутых «троек» прошли, будем надеяться, безвозвратно.

Но жизнь непредсказуема. И вот на чемпионат мира в одной команде поехали Наташа и Катя Палеха, чтобы плечом к плечу сражаться за общую победу.

— Знаете, мне уже надоели вопросы на эту тему, — смеется Бурдейная. — Если бы между нами существовала какая-либо напряженность, кто-то точно остался бы дома, независимо от опыта и мастерства. Потому что в команде главное — взаимопонимание. Когда все работают в одном направлении, когда нет «я», но есть «мы», появляется некая энергетика, которая помогает побеждать. А с Катей мы дружим, бываем друг у друга в гостях. Мы ведь понимаем, что тогда оказались марионетками в чужой игре. Что делать, слишком часто приходится добиваться результата не «благодаря», а «вопреки».

В ее жизни многое получалось «вопреки». Даже выбор вида спорта. Стрельба из лука — для людей спокойных, уравновешенных. А Наташа — по жизни человек очень энергичный, неспокойный, даже озорной. Не случайно до лука занималась и баскетболом, и ручным мячом, и легкой атлетикой. А тут — все эмоции необходимо прятать, чуть ли не всю жизнь по полочкам раскладывать. Первые уроки будущему олимпийскому призеру преподала Елена Блажевич, затем эстафету подхватила Алла Кивайло. Алла Павловна как-то призналась: в трудные для нее времена многие ученики отвернулись, а Наташа осталась. Интересно, что обе в беседе со мной, не сговариваясь, произнесли одну и ту же фразу: «Если человеку можешь довериться, это о чем-то говорит».

А взять, к примеру, условия, в которых приходится работать олимпийскому призеру. По возвращении из Сиднея произошел забавнейший эпизод. На железнодорожном вокзале Бурдейной устроили грандиозную встречу (она ведь защищала цвета «Локомотива»). И так получилось, что этим же поездом из Киева в Одессу приехал некий крупный корейский бизнесмен. Узнав, что торжество посвящено лучнице (а в Корее стрельба из лука входит в обязательную программу начального образования), он захотел лично поздравить спортсменку. Однако опоздал — Наташа уже уехала домой. Но бизнесмен оказался настойчивым, узнал адрес базы, где она обычно тренировалась, и через несколько дней, отыскав «окно» в своем рабочем расписании, нагрянул с цветами. Нежданный гость был поражен, он просто отказался поверить, что здесь готовилась к Олимпиаде ее серебряный призер. Пришлось показывать документы, фотографии, «молнию» с поздравлениями. Уехал кореец обескураженным, преисполненным размышлений о странностях украинского менталитета. Интересно, что бы сказал уроженец Страны утренней свежести, если бы знал, что в предолимпийскую зиму в зале, где работала Бурдейная, отключили свет. Пальцы примерзали к тетиве, но тренировки продолжались. Потом ей предоставили время во Дворце спорта — с шести до семи утра. Не каждый чужеземец может представить себе картину: зима, темень, первые троллейбусы только начинают рабочий день, изредка попадаются веселящиеся компании, возвращающиеся с дискотеки, и две хрупкие женщины, нагруженные сумками со спортивным снаряжением, торопящиеся... стрелять из лука.

Когда во время соревнований наблюдаешь за лучниками, волей-неволей видишь в них людей не от мира сего: непроницаемые лица, погруженность в себя. Эталон в этом отношении — корейцы, сказываются, наверное, многовековые традиции. (Однажды кореянки на одном из чемпионатов уступили нашей команде; больше этот состав на ответственных соревнованиях не появлялся — ничего не должно напоминать спортсмену о поражении).

— В жизни мы совершенно другие, — возражает Наташа. — Те же кореянки — такие шаловливые, любят побаловаться. Даже незнание языка не мешает общаться. А на Олимпиаде мы познакомились с девочками из Африки — такие хохотушки! Их тренер учился в Москве, так все нам русские песни пел, а как болели они за нас!

— Наташа сплотила нашу команду в Сиднее, — это мнение товарища по сборной, львовянина Маркияна Ивашко. — Она очень компанейская, мягкая и добрая девушка, с которой всегда есть о чем поговорить, с которой легко общаться.

Больше всего она любит встречаться с друзьями, по натуре — не домосед, главное, по ее словам, — движение. С другой стороны, музыку предпочитает спокойную, готова часами возиться с цветами. На мой вопрос: не романтик ли она? — отвечает с улыбкой:

— Романтиком в наше время быть тяжело. Но хочется. Бывает такое настроение, когда осень, желтые листья на деревьях и под ногами... Любимая пора. Тогда мы с друзьями идем в ботанический сад и фотографируемся. Чем не романтика?

— А вы согласны с теми, кто называет романтичным ваш вид спорта?

— Трудно сказать. Женщины, на мой взгляд, очень красиво стреляют. Мужчины больше на «чуйке» выезжают, а женщина — пахарь, ее движения отточены и изящны. С другой стороны, современный спорт далек от романтики. Во-первых, это каждодневная и тяжелая работа. Во-вторых, в спорте, как нигде, наверное, ценится результат. У нас, лучников, например, практически, нет «проходных» стартов. В каждом нужно выкладываться, потому что каждый старт — отборочный. Сегодня провалишься — завтра у тебя не будет даже такой возможности — провалиться. Такая себе жизнь под напряжением. Но, видимо, она мне подходит.

«Романтик» с прагматическим уклоном» — так назвал я свой материал, посвященный Бурдейной и опубликованный в «Вечерней Одессе» в 2001 году. К сожалению, перемены, произошедшие в одесском спорте и в стрельбе из лука, в частности, невозможно оценить со знаком «плюс». Закрыта стрелковая секция в «Локомотиве», покинула большой спорт, устав биться головой о стенку, тренер Натальи Алла Кивайло, победные традиции одесских стрелков ушли в прошлое, и Бурдейная решила начать все с нуля, поставив свой целью создание в Одессе стрелкового клуба высокого уровня. И наблюдая за ее неуемной, я бы даже сказал, бесстрашной деятельностью, могу констатировать: романтик остается романтиком.

Анатолий Мазуренко


Газета: Вечерняя Одесса
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.