Сергей Гриневецкий: «Главное достижение независимости — то, что мы еще существуем»
28-08-2020, 15:00 |
Итак, как мы и анонсировали, гостем редакции вновь был Сергей Гриневецкий — известный политик, народный депутат нескольких созывов, почетный гражданин Одессы и Одесской области, самый успешный в истории нашего региона губернатор и большой друг «Вечерней Одессы».
Напомним: по итогам предыдущей встречи, что состоялась в начале июля, был подготовлен материал «Источник всех наших сегодняшних бед и проблем — нелегитимная Конституция» (номер за 16 июля). Публикация вызвала большой читательский резонанс. Тогда и возникла идея вновь пригласить Сергея Гриневецкого в «Гостиную «Вечерней Одессы», дабы политик смог ответить на вопросы, взволновавшие одесситов после прочтения вышеупомянутой статьи, подискутировать на самые злободневные темы развития общества и государства, а также прокомментировать наиболее «горящие» события на международной арене. Ну, а то, что встреча состоялась накануне празднования Дня независимости Украины, только придало нашему общению дополнительную смысловую и информационную нагрузку.
— Прежде всего, приятно, что заработала обратная связь с читателями «Вечерки», — с этих слов Сергея Гриневецкого началась наша встреча. — В свое время меня, как управленца, как человека, который принимает решения, учили тому, что эти решения обязательно должны иметь обратную связь. Прежде всего, с теми, кто будет их реализовывать. Нет обратной связи — тогда это работа на корзину. К сожалению, в нашем государстве решения и законы очень часто принимаются без учета особенностей ментальности, этнокультуры, религии, духовности, специфики тех или иных территорий. В итоге получаем: законы плохо готовятся, еще хуже выполняются, а затем к ним — в нарушение Конституции и других законов! — принимаются изменения. Стоит ли потом удивляться беспорядку в стране? Возвращаясь к резонансу вокруг предыдущей статьи, с удовлетворением замечу, что работа была проделана не на корзину: вопросы читателей оказались очень актуальными, а спектр затронутых тем — чрезвычайно широким.
Первый блок вопросов — от офицеров запаса и ветеранов Вооруженных сил СССР и Украины. Почему офицерская честь заброшена так далеко и растоптана властью? Почему коррупционные отношения стали всюду доминирующими над честью и совестью, над Присягой?
— Радует то, что люди поднимают вопрос о состоянии дел в Вооруженных силах. Об этом сегодня мало кто из руководства страны говорит, — констатирует Сергей Гриневецкий. — А для меня эта тема предельно актуальна. Ведь две депутатские каденции я проработал в Комитете Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны. И именно я, будучи первым заместителем председателя этого Комитета, стал в 2012 году инициатором проведения первых парламентских слушаний, посвященных ситуации в Вооруженных силах, под названием «О состоянии и перспективах развития военной организации и сектора безопасности Украины».
В таком контексте Верховная Рада никогда не говорила об армии. Состав участников парламентских слушаний и выступавших был очень представительный и авторитетный. Спектр рассмотренных вопросов — широчайший. Выводы — убийственные. В частности, ситуацию в армии народные депутаты признали близкой к катастрофе: финансирование Вооруженных сил было признано крайне неудовлетворительным, зато махровым цветом расцвела коррупция. По итогам парламентских слушаний были подготовлены решения, принято соответствующее постановление о введении их в действие. А в итоге — ноль. Ничего сделано не было. И все кричащие проблемы, о которых парламентарии говорили два года назад, обнажились, когда в стране начались боевые действия.
Понимая критичность ситуации в Вооруженных силах, парламентский комитет вновь, уже в июле 2014 года, принимает решение о проведении новых парламентских слушаний — «Обороноспособность Украины в XXI веке: вызовы, угрозы и пути их преодоления». Снова был поднят целый комплекс вопросов. В своем выступлении я отметил, что трудно было представить себе ситуацию, при которой в армии не будет хватать не только современных вооружений, но и элементарного — формы, носков, белья, медикаментов, еды! Военные учатся воевать ценой ошибок и значительных потерь. Но профессионализм армии сводится к нулю бездарной организацией обеспечения, коррупцией, хищением военного имущества. Армия-нищенка не может быть честной. Увы, большинство выводов, сделанных в ходе парламентских слушаний в июле 2014-го, не потеряли актуальности и сегодня… А главный вывод — это тотальная бедность, причиной которой является некомпетентность руководителей, торжество коррупции во всех сферах армейской жизни и грубейшие нарушения Конституции страны.
— Неужели пренебрежительное отношение к Основному Закону страны является причиной и того, что «офицерская честь растоптана властью»?
— Безусловно. Нелегитимная Конституция порождает нелегитимность власти, которая позволяет себе принимать нелегитимные решения и не нести за это ответственность. Да, у нас есть гарант соблюдения Конституции — это президент, трактовка положений Основного Закона возложена на Конституционный суд. Об этом мы говорили в ходе предыдущей нашей встречи. И вот недавно глава исполнительного комитета Национального совета реформ небезызвестный Михеил Саакашвили предлагает… вообще ликвидировать Конституционный суд! А с другой стороны, может, он и прав. Если в государстве к Основному Закону утвердилось такое наплевательское отношение, что даже гарант ее не защищает, то тогда зачем нам Конституционный суд?
— Подводя итог вышесказанному, сделаю еще один вывод: нелегитимная Конституция создала условия для появления нелегитимной политической элиты, — резюмирует Сергей Гриневецкий. — Отсюда — недоверие населения к институтам власти. За год с лишним, что прошел после президентских и парламентских выборов, рейтинг всех институтов власти упал практически до нуля. И сегодня более 70 процентов населения уверено, что страна развивается не в том, в неправильном, направлении.
«А что, и в трагедии 2 мая виновата нелегитимная Конституция?» — этот вопрос задал читатель по имени Михаил.
— Да, если нелегитимная, то виновата! Потому что к власти пришли определенные политические силы неконституционным способом. Данный факт уже признают многие участники тех событий. Самое яркое свидетельство — публичные показания о совершении государственного переворота в 2014 году бывшего народного депутата Давида Жвании. Верю, что этим свидетельствам будет дана надлежащая правовая оценка. А вспомните, как спикер Верховной Рады Андрей Парубий, цинично попирая нормы Конституции, по тридцать раз ставил на голосование «нужный» для тогдашней власти тот или иной закон, чтобы хоть как-то его протащить. Так что многие беды нашего общества и государства имеют одну и ту же причину — совершенное надругательство над Конституцией.
Что же касается расследования событий 2 мая в Одессе, как и расследования других резонансных событий, то неторопливость, скажем так, следствия объясняется просто: как только инициаторы поиска «правды» начинают распутывать клубок «загадочного» преступления, тут же выходят… на самих себя. Но я уверен — мы скоро все узнаем, тайное обязательно станет явным.
Спрашивает Алексей: «Какая роль партии «Наша Украина» и ее лидера Виктора Ющенко в развале Украины? Как период его правления отразился на сегодняшнем состоянии Украины и украинского народа?»
— Роль партии «Наша Украина» и Виктора Ющенко в развале страны? — переспрашивает Сергей Гриневецкий. — Определяющая роль. Именно Ющенко развалил систему государственного управления, уволив 20 тысяч чиновников только потому, что они за него не проголосовали. А ведь это были специалисты, подготовленные на национальном законодательстве. Среднее управленческое звено, люди, которые каждый день профессионально занимались регулированием жизнедеятельности государства. Это рутинная и неблагодарная работа, поверьте. Но от того, насколько профессионально она выполняется, зависит «здоровье» страны. А президент Ющенко обиделся… Затем «оранжевые» придумали распределять власть по квотному принципу, между «Нашей Украиной», БЮТ и Соцпартией. Все это привело к депрофессионализации, которую сейчас чувствуем по всем аспектам государственного управления. Ну, а когда к квотному принципу добавилась еще люстрация, кадровой сфере пришел вообще, выражаясь по-украински, гаплык.
А ведь профессиональные кадры надо готовить, а не вводить квотные принципы и не руководствоваться политической целесообразностью. Я часто вспоминаю время, когда трудился председателем областной госадминистрации. Раньше ни одно решение правительства не принималось без участия губернаторов. Все проекты решений нам присылались, специалисты ОГА вносили предложения, и мы, как губернаторы, обязательно высказывали свое мнение по поставленному вопросу, и это мнение учитывалось. А как можно иначе работать? Не понимаю. У меня в кабинете каждый понедельник в 10 утра проходила встреча с народными депутатами от Одесской области, вне зависимости от их партийной принадлежности. Была консолидированная работа по всем актуальным проблемам области, и глупых решений мы не принимали. Пришел Ющенко — и всю кадровую систему, что была выстроена в государстве, развалил. Ну, а о сегодняшних так называемых руководителях из числа правительственных чиновников, министров, глав облгосадминистраций даже неудобно говорить…
«Бомба» для Кравчука Фамилия первого президента Украины была упомянута в ходе нашей беседы случайно, в контексте рассуждений о том, к чему привел провал в кадровой политике. Ведь, как оказалось, в Украине настолько большой дефицит дипломатов и профессиональных переговорщиков, что руководителем Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию ситуации на Донбассе пришлось назначать 86-летнего Леонида Кравчука.
Однако у Сергея Гриневецкого есть еще один аргумент, который просто уничтожает все надежды на первого президента, как на миротворца, думающего об интересах Украины.
— Только вашей газете, первому из печатных изданий, покажу эксклюзивный документ, который мне удалось раздобыть, — говорит Сергей Гриневецкий. — Для начала вспомните, что Леонид Макарович, когда возглавил украинскую делегацию, первым делом поднял вопрос о Будапештском меморандуме. Мол, как же так, наши уважаемые западные партнеры, надо сообща требовать от России выполнения условий этого договора. А вот письмо от 7 мая 1992 года, в котором первый президент Украины, обращаясь к президенту США Джорджу Бушу, сообщает о том, какие обязательства берет на себя наше государство, становясь безъядерным государством. В частности, не производить, не иметь и не пускать на свою территорию ядерное оружие, уничтожить все его запасы, не экспортировать отдельные элементы вооружения. В общем, полное разоружение. Но никаких требований взамен! Только обязательства Украины! А где гарантии от западных государств, от США? Где деньги на всю эту работу? Вот как сдали страну! А теперь Леонид Макарович возвращается к Будапештскому меморандуму, он активный сторонник продвижения Украины в НАТО. Хотя прекрасно знает, что вопросы внешнеполитической интеграции страны должны решаться исключительно на всеукраинском референдуме, как это предписывает Конституция Украины. Отдельным политикам я уже показал это письмо. Они были в шоке.
Вопрос о внешнем управлении Украины. «Когда это началось, какие формы обрело, насколько справедливо утверждать, что руководство нашей страны отстранено от решения стратегических вопросов развития государства?» — спрашивал Игорь Нечитайло.
— Знаете, на эту тему можно долго не говорить, и так все понятно, — поясняет Сергей Гриневецкий. — Когда приезжает вице-президент США Джо Байден и выступает в Верховной Раде, рассказывая украинским парламентариям о том, как надо проводить реформы, а сидя за столом премьер-министра, указывает, чем должно заниматься правительство Украины, когда послы стран «Большой Семерки» заявляют, что будут внимательно следить за тем, кого мы назначим главой налоговой администрации или таможни, когда только по согласованию с Западом идет назначение руководителя в Специализированную антикоррупционную прокуратуру и Национальный банк, когда в правлении «Укроборонпрома» и «Уркзализныци» сидят «соросята» и получают фантастическую зарплату, то как это назвать?
Внешнее управление страной началось при Ющенко, а сейчас достигло запредельного уровня, когда без согласования с Америкой и Европой Украина и шага ступить не может.
Людмила Викторовна поинтересовалась, с какими чувствами Сергей Рафаилович встретил очередную годовщину Независимости Украины, попросив назвать главные достижения и провалы государства за минувшие 29 лет.
— Главное достижение независимости: то, что мы еще существуем, — отвечает Сергей Гриневецкий. — А провалы — они везде, по все фронтам. Украине очень легко досталась независимость. Общество за нее не боролось. Нам независимость преподнесли, а мы ее бездарно сдали Вашингтону. Когда в начале 2000-х годов ВВП страны несколько лет подряд рос на 12 процентов, и нас называли «восточноевропейским тигром», сразу же появилась «Украина без Кучмы». Кто был заинтересован в появлении мощного государства с потенциалом роста, с развитой промышленностью и аграрным сектором, с богатейшей землей и выходом в Мировой океан? Устроителям так называемого «мирового порядка» сильная Украина точно не нужна была. Поэтому страну расшатали и взяли под внешнее управление.
Теперь экономический аспект. Не так давно доктор экономических наук, заместитель директора Института экономики и прогнозирования НАН Украины Сергей Кораблин обнародовал потрясающую аналитику. Оказалось, что из 166 государств, по которым Всемирный банк приводит данные по реальным ВВП за период с 1990-го по 2018 год, падение показали только две страны. Украина — «минус» 36,1 процента и Грузия — падение 0,8 процента. Весь остальной мир рос! Глобальный ВВП вырос в 2,2 раза, причем наибеднейшие страны показали динамику роста внутреннего валового продукта в 2,9 раза. Перед обретением независимости Украина имела крепкую экономику, что позволяло входить в группу стран со средними доходами. ВВП нашей страны в 1990 году составлял 81,5 миллиарда долларов и превосходил аналогичный показатель Чехии и Румынии, вместе взятых. У нас были потрясающие стартовые условия: развитое судостроение, авиастроение, ракетостроение, развивались активно IT-технологии. У того же Китая тогда ничего не было, об украинском уровне развития промышленности он мог только мечтать. Еще одна цифра — с 1990 года до 2013-го ВВП Украины сократился на 30 процентов. А у Китая внутренний валовой продукт за это же время вырос в 13 (!) раз. У Вьетнама и Лаоса — в 6,4 раза. Вот наглядный результат эксперимента по внедрению неолиберальных постулатов вашингтонского консенсуса и 30-летних споров о том, по какому пути следует развиваться Украине.
Сейчас ВВП нашей страны составляет вообще 60 процентов от уровня 1990 года. При этом замечу, что Одесская область первой в независимой Украине достигла показателя валового регионального продукта 1990 года и держала его до 2005 года. Добиться этого удалось за счет системных подходов в решении региональных проблем и привлечения в область инвестиций.
Мой покойный дед Иван, который работал агрономом в колхозе знаменитого Макара Посмитного, говорил: запомни, сынок, зерно должно пройти через желудок животного. Тогда это государство. Если зерно уходит напрямую — это не государство, а колония. Ведь если зерно идет на переработку, то тогда развивается кормопроизводство, появляются рабочие места, есть работа для ветеринаров, генетиков, зоологов. Страна получает качественное молоко, мясо, другие продукты животного происхождения. А качественное питание — это здоровье нации, фундамент для развития образования и науки, которые, в свою очередь, являются определяющими факторами в конкурентной борьбе за место на геополитической карте мира. Увы, все это не о сегодняшней Украине, руководители которой озабочены только тем, как бы побольше продать зерна на экспорт…
О ситуации в Беларуси — Я знал, что вы поинтересуетесь моим мнением, поэтому подготовил свое видение ситуации в этой стране, — Сергей Рафаилович, как говорится, сыграл на опережение. — Развитие событий в Беларуси с каждым днем носит все более драматичный характер. Становится ясно, что протесты были продуманы и тщательно подготовлены, они умело направляются, в том числе извне, с учетом опыта переворотов в других странах. Цель — сменить не только руководство страны, но и утвердившийся с 1994 года общественный строй, который ряд политологов называет белорусским вариантом социализма. Сущность строя — сохранение в государственной собственности ключевых предприятий. 70 процентов предприятий в Беларуси принадлежит государству. А колхозы не только обеспечивают потребности страны в сельскохозяйственной продукции при ее высоком качестве, но и активно работают на экспорт. Фактически Лукашенко попытался сделать легкий китайский вариант в Беларуси, без политики, поддерживая высокий уровень защиты населения, сохраняя социальные гарантии при жесткой управленческой вертикали. И ему это удавалось! С 1994 года ВВП страны вырос в 4 раза, Беларусь — не сырьевая, а индустриальная, интенсивно развивающаяся страна, привлекающая инвестиции.
Что же произошло? Какой выход? Сегодня у Лукашенко не так много выбора. Два месяца назад ему объясняли: посади за стол оппозицию и начинай с ней говорить. И ты покажешь, насколько оппозиционные политики не подготовлены к управлению государством. Проведи спокойно выборы. Да, получил бы не 80 процентов, как сейчас, но 60 точно. И эти 60 процентов обеспечили бы полную легитимность как главы государства. Но Александр Григорьевич выбрал другой путь… По моему мнению, сейчас президента может спасти только национальный референдум. Главное — правильно сформулировать вопросы, которые следует вынести на всенародное обсуждение.
Что ждет Одесскую область в ближайшие несколько месяцев? Точка зрения Сергея Гриневецкого — Если честно, осени жду с определенным чувством тревоги, — признался политик. — За полгода карантина в области потеряно порядка 30 тысяч рабочих мест. Аграрии должны сейчас брать кредиты на посевную кампанию, но они не сеют, ибо в той же Бессарабии все сгорело, и земля, как камень. Да и кредиты отдавать нечем — правительство до сих пор не отработало механизм компенсации. Зерна нет — а что тогда люди получат на свои паи? Денег нет — а как в школу детей вести? Селяне вырезают скот — нет кормов. И так далее, и так далее.
И самое страшное — не видно связи между городом и областью, между областью и центром. Каждый живет своей жизнью. И это в корне неправильно! Нужно жестко, на профессиональном уровне ставить перед правительством, перед Верховной Радой вопрос о взаимодействии, дабы всей страной выйти из пике. Сейчас главное — справиться с вирусом, выскочить на плато по заболеваемости. Если началась вторая волна, то давайте честно это признаем и объявим. Если беспокоимся о здоровье нации — тогда надо применять жесткие меры по соблюдению карантина. Неужели в Киеве не видно, что все лето Одессу буквально оккупировали отдыхающие из других городов, в том числе — крайне неблагополучных по коронавирусу? Значит, в город нужно было направлять дополнительные средства, помогать открывать больницы, обеспечивать лекарствами и специалистами. Да за полгода карантина можно было возродить санитарно-эпидемиологическую службу, необходимость которой сегодня трудно переоценить.
Даже в сегодняшних непростых, а зачастую экстремальных условиях любая задача государственного и регионального развития решаема. Только при одном условии. Если решение будет доверено профессионалам.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.