Украинский референдум: один раз в год и только один вопрос
29-01-2021, 15:00 |
Во вторник Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом Закон о всеукраинском референдуме, обещанный, инициированный и внесенный Президентом.
Проголосовали «за» 255 народных депутатов, не поддержала законопроект вся оппозиция.
Итак, если коротко (принятый закон — это более 150 страниц), какие вопросы могут быть вынесены на всеукраинский референдум. По четырем темам: это изменения в 1, 3 и 13 разделы Конституции («Общие положения», «Выборы. Референдум», «Внесение изменений в Конституцию»); вопросы общегосударственного значения; изменения территории Украины; отмены законов или их отдельных норм. Не могут быть темой референдума в соответствии с законом вопросы: противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным, в первую очередь, Общей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней; направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды; относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета, амнистии; отнесенные Конституцией Украины и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.
Что нужно знать о процедуре. Референдум можно проводить только один раз в год, вопрос в нем может быть только один, и ответить на него нужно «да» или «нет». В документе оговорено, что референдум не может быть проведен в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения.
Чтобы провести его по народной инициативе, нужно собрать три миллиона подписей граждан из двух третей территориальных единиц Украины (минимум по 100 тыс. подписей в каждой). Что касается изменений в Конституцию и изменения территории, то в первом случае референдум назначает Президент, во втором — Верховная Рада.
Свежий закон в эти дни активно препарируют политики, эксперты, спорят о его плюсах и минусах. Одни считают документ качественным и важным для развития прямой демократии в стране. Другие называют целый ряд рисков. Один из них — разновекторный украинский политикум может использовать референдум в своих целях, а уровень политической образованности граждан не так высок, чтобы исключить манипуляции их мнением. Или — риск вынесенных на обсуждение вопросов, разделяющих общество: реинтеграция оккупированной территории, статус русского языка, декоммунизация, вступление в НАТО и пр. С оглядкой на это разработчики закона предусмотрели определенные предохранители. Скажем, вопрос, связанный с нарушением территориальной целостности государства, изначально запрещен. К тому же нужно понимать, что результат референдума можно имплементировать исключительно после успешного голосования в Верховной Раде — это также оговорено в документе.
Обсуждение и осмысление нового закона продолжается. Мнения звучат разные. Но главное все же в том, что такой закон есть. Ведь до сих пор норма Конституции о всеукраинском референдуме была, а развивающего ее и придающего практический смысл закона не было.
Не высказался пока законодатель по поводу местного референдума…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.