В номере газеты за 19 октября мы начали разговор о том, насколько реальной будет работа электробусов на маршрутах городского пассажирского транспорта в Одессе. Ведь уже анонсировано открытие маршрута № 15 от железнодорожного вокзала до улицы Корнюшина протяженностью 21 километр. Он соединит вокзал с Молдаванкой и Дальними Мельницами через улицу Балковскую, по которой уже давно не ходит электротранспорт. Произошло это после закрытия там трамвайного маршрута № 30. На новый маршрут выйдут три переделанных в электробусы чешских троллейбуса, затем обещают добавить еще две машины.
Белорусский электробус
Анонсированный 20-минутный интервал движения, скорее всего, не устроит многих жителей. В зимнее время года простоять столько времени на остановке — серьезное испытание, грозящее, как минимум, простудой. Кроме того, в сильный дождь низкопольные машины начнут «тонуть» на Балковской одними из первых. Это очень проблемный момент нового проекта по организации движения общественного транспорта по улице Балковской к Дальним Мельницам.
Не стоит забывать и о том, что Министерство инфраструктуры Украины разработало законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об автомобильном транспорте» относительно стимулирования использования транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями». Он предусматривает достаточно жесткие требования. Так, с 1 января 2030 года предполагается допускать к регулярным пассажирским перевозкам исключительно электробусы. Кроме того, обязательные условия конкурса на перевозку пассажиров дополнят нормой, предусматривающей наличие минимальной процентной доли, которую должны занимать электробусы в парке перевозчика: не менее 20% на 1.01.2025 года, не менее 40% на 1.01.2027, не менее 80% на 1.0.2029 года. В составе парка электробусов предприятия-перевозчики должны будут иметь не менее 90% электробусов отечественного производства, на долю которых должно приходиться не менее 85% мест для сидения пассажиров из общего числа мест для сидения, которыми оборудован парк электробусов перевозчика.
Луцкая маршрутка-электробус, переделанная из автобуса «Богдан»
Исходя из этих требований, миллионной Одессе понадобятся десятки электробусов.
Хорошие перспективы открыла бы реализация проекта сотрудничества с Европейским инвестиционным банком по закупке 30 новых электробусов, о чем сообщалось еще в 2020 году. Пакет документов на участие в конкурсе на приобретение подвижного состава департамент экономического развития Одесского городского совета направил в Мининфраструктуры в оговоренные сроки. Но время идет, а о реализации намеченного в Мининфраструктуры молчат…
Надо понимать: подобное ужесточение требований к экологической чистоте пассажирского транспорта — это не чья-то прихоть. А стремление ориентироваться на мировые реалии и выполнение директив Евросоюза. Впрочем, не только Евросоюза. Власти Лос-Анджелеса, например, пообещали, что к 2030 году все автобусы в городе (сейчас их более 2 тысяч) будут электрическими.
Крупным городам Украины (туристической, портовой Одессе — особенно) уже сегодня нужно задумываться о том, как переходить на электротранспорт. Тем более, что пассажиры постепенно сами начинают пересаживаться с маршруток на трамваи и троллейбусы — в них и стоимость проезда ниже, да и идет по маршруту электротранспорт зачастую быстрее, чем маршрутки по загруженным дорогам. Эту тенденцию подтверждает и статистика: в Одессе рост пассажиропотоков городского электротранспорта за 8 месяцев 2021 года составил 13,4% по сравнению с аналогичным периодом 2020 годом. Троллейбусы даже вытеснили маршрутки с двух ранее очень популярных и протяженных маршрутов, которые связывали Пересыпский мост и Греческую площадь с жилмассивом Черемушки. Автопредприятия-перевозчики перестали их обслуживать.
В Украине электробусы в небольшом количестве, недостаточном для обеспечения всей страны, выпускает Львовский завод «Электрон». Правда, один электробус стоит 350 тысяч евро. Понятно, что приобрести такую роскошь смогут немногие города.
В Луцке на заводе электротранспорта выпустили первую маршрутку-электробус, переделанную на основе кузова автобуса «Богдан». Работает она от аккумуляторных батарей. Существенная проблема заключается в том, что на зарядку аккумуляторных батарей нового вида транспорта надо потратить аж 8 часов.
Специалисты высоко оценивают разработку белорусского предприятия «Белкоммунмаш» (Минск). Особенностью электробуса является отсутствие привычных аккумуляторных батарей. Электроэнергия накапливается в суперконденсаторах. Заряжается машина на конечных остановках при помощи выдвижного пандуса на крыше. Процесс зарядки занимает всего несколько минут. После чего электробус может проехать от 12 до 18 километров, в зависимости от комплектации.
Пока сложно сказать, как будут развиваться события дальше. Электробусы — недешевый вид транспорта. Надо искать варианты привлечения крупных инвестиционных средств на их закупку, потому что приобретение бывших в эксплуатации машин китайского производства (а именно такую перспективу выполнения задач, поставленных Мининфраструктуры, чаще всего обсуждают транспортники) проблему не решит, а лишь создаст видимость ее решения.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.