АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Уроки физкультуры по-новому: эксперимент ради эксперимента?


1-02-2022, 15:00 |

Итак, осенью этого года в 5-х классах украинских школ начнут вводить новую модульную систему занятий на уроках физкультуры. В 2023 году новации ожидаются и в 6-х классах.

 

Старые парты превращаются… в степ-платформу

Но что предлагается в качестве альтернативы малоподвижному образу жизни большинства учащихся, который, с переходом на онлайн-обучение, стал практически тотальным?

Суть нововведений заключается в следующем: учителя вместе с учащимися и родителями будут выбирать 3—4 модуля. Это означает, что на уроках дети смогут одновременно заниматься 3—4 видами спорта. Модули надо менять или каждую четверть, или каждые три месяца обучения. То есть в течение года учащиеся на уроках физкультуры получат возможность позаниматься 12—16 видами спорта. Чтобы хватило места для занятий в школьном спортзале, рекомендовано выбирать те виды спорта, которыми можно заниматься на небольшой площади. Это — петанк (вид спорта, в котором участник должен бросить специальные упругие шары с принтами монстриков в цель), чирлидинг, мини-футбол, теннис, корфбол (командная игра с мячом, похожая на баскетбол), флорбол (одна из разновидностей хоккея с мячом).

Среди новаций — и организация одновременных занятий физкультурой. Школам предстоит планировать совместные уроки для нескольких одновозрастных параллелей. Если в зале, например, находятся три 5-х класса — соответственно, с ними будут заниматься трое учителей. Они смогут контролировать ситуацию на трех площадках, где ученики будут заниматься различными видами спорта. Оценивание результатов станет более формальным, без оценок. Главная задача — обеспечить двигательную активность детей и их хорошее настроение.

Кто заплатит за идею?

Внимательное изучение предложенных нововведений, порождает массу вопросов.

Светлана Вишня
Светлана Вишня

Итак, основная масса входящих в модули видов спорта — это что-то вроде «бега на месте», без особой двигательной активности, которую, как заявляют разработчики реформы, надо увеличивать. Да и о какой двигательной активности может идти речь, если на уроке одновременно находится три класса, то есть порядка сотни детей! Тут самым важным станет вопрос безопасности — стремясь играть, дети неизбежно будут сталкиваться и, как следствие, травмироваться. Не позавидуешь учителям, которые вынуждены будут нести ответственность за любые травмы, полученные детьми на уроках в новом формате. Особенно с учетом того, что после периодов карантина они возвращаются в школу в перевозбужденном состоянии. Детской энергии нужен выход, но уроки в режиме объединения классов такой возможности не дадут. Куда полезнее в этом плане были бы эстафеты с ведением мяча, игры в волейбол и баскетбол, занятия гимнастикой с акцентом на упражнения для растяжки, подъемы по канату.

Федерация легкой атлетики Украины предложила видеоуроки «Детская легкая атлетика». Там уроки, на которых дети бегают, прыгают и играют, проводятся с небольшой группой учащихся — их не более полутора десятков. Федерация, похоже, предлагаемые нововведения учитывать не собирается. Оно и понятно: большинство видов легкой атлетики нуждаются в просторе, и три класса одновременно ими заниматься в одном зале не смогут.

Говоря о необходимости перемен, никто не отвечает на очень важный вопрос: кто профинансирует закупку разнообразного инвентаря, необходимого для занятий новыми видами спорта? А он стоит недешево. Молчание со стороны государства автоматически означает, что изыскивать деньги придется местным бюджетам. То есть тяжесть реализации инициативы по оздоровлению детей полностью перекладывается на места.

В Черноморске создана рабочая группа под председательством президента спортивного клуба карате «Катана» Александра Тонкошкура. В нее вошли как представители разных видов спорта, так и учителя физкультуры. Члены рабочей группы встречались с мэром Черноморска Василием Гуляевым и обсуждали с ним вопросы развития физкультуры. Они надеются, что в городском бюджете Черноморска будут заложены средства на приобретение инвентаря для занятий новыми видами спорта, на проведение ремонтов спортивных залов школ.

Впрочем, многие учителя уже сегодня понимают, что им придется рассчитывать, в основном, на свои силы. И начинают изобретать любопытные приспособления, некоторые из которых способны заменить дорогостоящий спортивный инвентарь.

Например, учитель-методист авторской школы Николая Гузика из города Южного Светлана Вишня предложила сделать степ-платформы для занятий аэробикой из старых парт. А для жонглирования, чтобы выработать координацию движений и улучшить осанку, использовать 150-граммовые мешочки, наполненные перловой крупой. Действительно, просто и полезно.

Но самым интересным предложением Светланы Вишни стал урок «Боги и герои Древней Греции». Дети должны преодолеть разные препятствия, поработать с разным спортивным инвентарем, чтобы на уроке физкультуры закрепить знания, полученные на уроке истории. Впрочем, такой урок тоже не провести в зале, где находится порядка сотни детей. Он более камерный, исключающий суету и перенаселенность.

Вопросы, вопросы, вопросы…

Разговаривая с учителями физкультуры, мне не удалось получить утвердительного ответа на вопрос, приживутся ли предложенные нововведения. Все единодушны в том, что менять школьную физкультуру в сторону повышения интереса к ней со стороны детей надо, но вот пути и формы однозначного принятия не получили. Учителя физкультуры тоже не очень представляют, как работать на одном уроке сразу трем педагогам. Не станет ли детям скучно, если придется отказаться от привычных занятий и переключиться исключительно на новые виды спорта? Кроме того, на новых уроках физкультуры весьма неуютно могут почувствовать себя те, кто занимается в спортивных секциях. Интересы этих детей как-то остались вне поля зрения разработчиков реформы школьной физкультуры. Им всегда давали более сложные задания, а теперь такой возможности, скорее всего, не будет. Да и неясно, какой инвентарь все-таки удастся закупить. Если не будет инвентаря, нововведения могут так и остаться на бумаге. Вопросов в преддверии старта реформы школьной физкультуры пока гораздо больше, чем ответов.

Светлана Комисаренко


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.