С конца января в газете "Вечерняя Одесса" началась публикация серии рассказов о людях, внесших большой вклад в развитие Одессы, ставших ее символами. Серия готовится участниками студии "Зеленая лампа" при Всемирном клубе одесситов и членами Клуба.
Сегодня - уже деcятая публикация. Девятое имя, деcятая история, деcятый автор.
Публикации из цикла "Детская энциклопедия Одессы" выходят по четвергам, и сегодня вышла глава о Родионе Малиновском под названием: «С маршальским жезлом в солдатской сумке», написанная Владиславом Китиком
Родион Яковлевич Малиновский
По духу и рождению
Согласно краткой биографической справке Родион Яковлевич Малиновский — выдающийся полководец Великой Отечественной войны, маршал Советского Союза (1944 г.), в 1957—1967 гг. — министр обороны СССР. Важным дополнением к этому «послужному списку» отличий является то, что он — одессит. Не только по рождению, но и по духу. И это выражено в его любви к городу, присущей каждому, кто с ним кровно связан. Именно поэтому, будучи главнокомандующим войсками 3-го Украинского фронта, освобождавшими Одессу от гитлеровцев весной 1944 года, он дал свой приказ брать город без артподготовки, чтобы сохранить его улицы и здания.
…В холодный день 22 ноября 1898 года у Варвары Малиновской, служившей в графском имении экономкой, родился мальчик Родя. Кто был его отцом, так и не установлено. Сам Родион Яковлевич своего родителя не знал и не видел и в анкетах писал, что он — незаконнорожденный и носит фамилию матери.
Повторяя судьбы всех детей мира, он барахтался в пеленках, делал первые шаги. И никто не предполагал, что мальчуган будет впоследствии славным орденоносцем и обладателем самых высоких наград, дважды став Героем Советского Союза, получив признание как Народный герой Югославии.
Никто не знал, что в Одессе ему будет в 1965 году еще при жизни установлен памятник на пересечении улиц Софиевской и Преображенской, что его именем будет назван один из районов города, и на Черемушках появится улица, официально названная в его честь. А уже благодаря местным острословам расположенный на ней строительный рынок с беззлобным юмором окрестят Малиной.
Призвание: быть военным
Советские биографы, следуя идеологическим установкам своего времени, пытались представить будущего маршала выходцем из простого народа. Но он вовсе не был бедолагой, обделенным судьбой. Так, дневники Малиновского, найденные в архивах Минобороны, его мемуары, где он вывел себя под именем Вани Гришко, выдают в нем образованного человека с четким мышлением и умеющего образно излагать свои мысли. Из этих материалов мы узнаем, что юный Родион получал графское воспитание, причем воспитывался наравне с другими «графчуками». Дети не только играли вместе, но и совершали шалости, опрометчивые поступки, свойственные отрочеству. С Малиновским занимались те же учителя, что и с графскими детьми. Он, как и его родовитые сверстники, носил такие же, как у них, костюмы, питался наравне с ними за одним столом, учился верховой езде на лошадях вместе с детьми графа. Там же начал учить и французский, который знал потом в совершенстве. Своим интеллектом он опровергал обывательский взгляд на военных, как на людей грубых и малообразованных. Наоборот, поражал многих современников тем, что читал произведения Вольтера и остроумные максимы Ларошфуко в оригинале, цитировал классиков литературы Гете, Шекспира, философские выкладки Монтеня, высказывания выдающихся римлян. А его работа приказчиком в одесском галантерейном магазине только помогла приобрести ловкость в общении и ту смекалку, с какой можно, как тогда говорили, «продать рукава от жилетки».
Но на роду ему было написано иное. Вскоре Фортуна повернула взгляд паренька в сторону совсем других интересов. Так, из всех историй, какие слышал Родион, его более всего увлекали рассказы о сражениях и полководцах. С затаенным восторгом он внимал повествованиям о русском генерале-фельдмаршале Кутузове, одержавшем победу над войсками французского императора Наполеона, напавшего на Россию. А разве меньше пленяли воображение Александр Невский, Александр Македонский, 300 спартанцев!..
Родион Малиновский, еще не осознавая это, почувствовал неумолимый зов жизненного призвания: быть военным!
Первый Георгиевский крест
В 1914 году началась Первая мировая война. Родиону еще не исполнилось 16 лет, и он не мог по юности стать в боевой строй. Но он буквально упросил солдат взять его в воинский эшелон. Так под уханье и свист паровоза, под соленые шуточки служивых и махорочный дым в теплушке Родион попал на фронт. Командиров тронуло его ревностное желание служить, и он был определен в пулеметную роту подносчиком патронов. Под пулями, в холодных окопах, среди атак и отступлений, наполненных реальным риском, в Малиновском твердо укоренилось убеждение не расставаться с армией.
Он быстро мужал, отличался храбростью не по годам. И уже в 1915 году был представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени. Не каждому в 17 лет ложится на грудь такая награда. Не каждому выпадает так рано изведать железный вкус войны, когда в тело вонзаются два осколка: один — в ногу, другой — в спину. Многих это могло бы заставить отказаться от военной карьеры. Однако Малиновский после госпиталя вернулся в строй и вскоре в составе русского экспедиционного корпуса был направлен во Францию.
В это время на родине произошло огромного размаха социальное событие, вошедшее в историю как Великая Октябрьская социалистическая революция. Требование солдат немедленно возвратить их домой переросло в бунт, участником которого был и Родион Малиновский. Эти горячие дни закончились для него еще одним ранением и ссылкой на каторгу. Но снова происходит драматический поворот в судьбе, в результате чего молодой офицер возвращается на службу, сражается в рядах французского Иностранного легиона и получает следующую награду — Военный крест.
Далее динамика биографии нарастает до того, что Малиновский в 1919 году все же возвращается в Россию, вступает в Красную Армию, бьется с белогвардейцами Колчака. Чудом не умирает от тифа. И к концу Гражданской войны уже стоит во главе батальона. Бравому командиру, закаленному в боях, — 21 год!
Опыт — лучшая наука
В военную академию им. Фрунзе Родион Малиновский поступил, обладая военными познаниями такого уровня, что мог бы и иных необстрелянных поучить. Действительно, после 1937 года, когда он в качестве военного советника участвовал в гражданской войне в Испании, он стал преподавать в академии.
Но более ценно в нем как в офицере было то, что, похлебав фронтовой каши, Родион Яковлевич навсегда сохранил доброе отношение к подчиненным и буквально отеческую заботу о рядовых. Он берег солдат, понимая их решающее значение в любой боевой операции, и предпочитал побеждать за счет ума, а не силы: люди — не пешки.
В свободное же время он играл в шахматы, говорят, превосходно. Он и здесь был стратегом. За то, что Малиновский успешно воплощал сложные тактические комбинации на полях сражений, вражеские военачальники называли его «гроссмейстер».
Отличием его полководческого искусства было то, что в замысел каждой операции он закладывал какой-либо неожиданный для врага способ действий, умел целой системой хорошо продуманных мер ввести противника в заблуждение. Он мастерски использовал такие приемы, как военная хитрость.
В целом же, как писал он, «момент принятия решения командующим — трудный момент. Надо решиться на великое дело, надо отдать себя без остатка только одному, часто очень рискованному, но необходимому решению. В этих условиях мысль работает напряженно, она полна противоречий… Переплетаются сомнения, трудности, искания… А принять решение обязательно надо. Это требует большой отваги и огромной силы воли».
Ты в сердце моем
Знаковым событием для Родиона Яковлевича было освобождение Одессы — города детства, города, который, как в песне, всегда и всюду с тобой. Бои за Одессу вели войска 3-го Украинского фронта, находившиеся под его командованием. Выбить врага было не только воинским долгом перед Родиной, это была глубочайшая кровная необходимость.
По данным разведки, на подступах к городу фашисты установили 4 рубежа обороны. Движение войск затрудняла отвратительная погода, стоявшая в том далеком апреле. Только за плацдарм на берегу Тилигульского лимана, за маленький кусочек земли, шли кровопролитные бои. Отвоевывать приходилось каждый метр. Советские войска дошли уже до Лузановки. Там, на территории около нынешнего пляжа, были построены блиндажи, грозили пулеметами долговременные огневые точки.
Малиновский, тогда еще генерал, не желал лишних разрушений в городе, поэтому применение артиллерии на завершающем этапе Одесской операции было весьма ограниченным.
Вечером 9 апреля советские войска освободили северную часть Одессы. Далее последовал ночной штурм. Дрались за каждый квартал, за каждый дом, уличные бои продолжались до утра. Пули щелкали по булыжной мостовой и рикошетом отлетали к стенам, сбивая штукатурку. Едкий дым застилал глаза. Но вот над Оперным театром был поднят красный победный флаг. 10 апреля Одесса была освобождена.
Родион Яковлевич был участником множества сражений Великой Отечественной войны. Недаром, начав путь с рядового, он дослужился до высшего воинского звания. В чем-то его путь соответствует фразе Наполеона, который считал, что каждый солдат носит в походной сумке маршальский жезл.
Выполнив гражданский долг и свою историческую миссию, после знаменитого Парада Победы в Москве маршал еще разбил Квантунскую армию японцев на Дальнем Востоке. Долгое время служил там.
С 1957 года и до последнего дня Малиновский был министром обороны СССР, сменив маршала Георгия Жукова. После кончины 31 марта 1967 года был похоронен в Москве у Кремлевской стены.
Честно и храбро
Родиона Яковлевича Малиновского отличали выдержка и спокойствие в самых сложных условиях, мужество, сильная воля и высокие организаторские качества. А еще прямота высказываний, которая даже пугала откровенностью его современников. Например, в дневнике, да и не только, он открыто указывал на неспособность части советского генералитета решать боевые задачи. Он писал не о личных качествах отдельных командиров, а о низком профессиональном уровне командного состава в целом, «включая самого себя».
В 1965 году он публично высказал сенсационное тогда мнение о том, что удерживать Сталинград ценой множества человеческих жизней не имело смысла. Ситуация немецкой армии в Сталинграде могла оказаться очень похожей на положение Наполеона в завоеванной Москве. Если бы советские войска отошли за Волгу, то река бы встала непреодолимой преградой на пути немецких войск. Они оказались бы лютой зимой в разрушенном городе. Он превратился бы для них в настоящую гибельную западню.
Об этом боялись говорить даже на кухне шепотом. Малиновский же, как человек высокой храбрости, как один из защитников Сталинграда и участников этой битвы, мог говорить об этом честно и объективно.
Как всегда, многие хорошо воспринимают правду о ком-то, но не о себе. Тогда это не нравилось чиновникам, бывшим современниками маршала. И теперь его слова и поступки подают под иным углом зрения те, кто хочет умалить его заслуги. Очевидно, с целью подчеркнуть свои.
Отсюда немало крамольных материалов о маршале, где ставится под сомнение истинность его намерений, действий, воинского таланта и гражданского такта. Не особо располагая обличительными фактами, оппоненты избрали оружием иронию, стараясь снизить геройскую значимость этой фигуры насмешливым отношением к нему.
В 2016 году даже нашлись то ли стихийные воришки, позарившиеся на цветной металл, то ли наемники, которые сорвали с памятника маршалу табличку с перечнем его заслуг. Табличка была тяжела, и они не смогли ее далеко утащить. Так и бросили по дороге. Благодаря горожанам, увидевшим реликвию, она была сохранена. 10 апреля 2017 года табличку водрузили на место при одновременной реставрации памятника.
Вступать в обывательскую полемику со злопыхателями — недостойное дело. А лучшим доказательством того, что наш земляк — человек, которым Одесса может и должна гордиться, в том, что он любим и уважаем миллионами граждан. Он герой в глазах своего народа. Добрая память о нем — высшая награда человеку, служившему своему народу. Пусть большинство не всегда право, но в таких признаниях люди не ошибаются…
Владислав Китик