АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 ОДЕССА - В ЕВРОПУ, ЕВРОПА - В ОДЕССУ


21-09-2019, 16:00 |

Украина сосредоточится на экономической интеграции в ЕС. Таким был основной смысл заявления нового вице-премьера по европейской и евроатлантической интеграции Украины Дмитрия Кулебы, которое он сделал во время своего первого визита в штаб-квартиру Евросоюза.

"Мы движемся в Европу, мы продолжаем интеграцию... Мы действительно настроены реформировать экономику, поставить ее на рельсы, которые сделают ее эффективной и такой, которая будет базироваться на понятных нормах, нормах ЕС", - подчеркнул Д. Кулеба.

Такой прагматичный подход изначально характерен для отношений Одессы и региона со странами и структурами Евросоюза. Регулярно освещая евроинтеграционные процессы в городе и области, мы обратили внимание на то, что они движутся не скачкообразно - от события до события, - а постепенно, закрепляя имеющиеся достижения, охватывая новые сферы. В качестве подтверждения - очередные примеры.

ЛУЧШИЙ ПОДАРОК - КРЕДИТ

Быть может, лучший подарок ко Дню города преподнесли одесситам Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Точно 2 сентября они окончательно подписали с Одесской мэрией документы, которые необходимы для выделении кредитных линий на создание магистральной трамвайной линии "Север - Юг" и закупку для нее новых современных трамваев. Согласно этим документам наш город получит кредит в 47 миллионов евро на создание линии скоростного (магистрального) трамвая, что позволит осуществить давние намерения - соединить прямым сообщением поселок Котовского с Люстдорфом. Подписание кредитного договора с евробанками дает возможность запустить тендерные процедуры по закупке новых трамваев и реконструкции трамвайной инфраструктуры.

Напомним, что трасса маршрута должна пройти по проспекту Добровольского, Николаевской дороге, Пересыпи, по Софиевской и Преображенской, мимо Привоза и железнодорожного вокзала, по Водопроводной и Люстдорфской дороге. В общем путь должен занять порядка полутора часов, что примерно на час быстрее, чем нынче с пересадками и на полчаса чем ехать на маршрутке. Средняя скорость трамваев на обновленном пути - по расчетам - составит 22-23 км/час, что почти в полтора раза превысит нынешнюю и практически равно скорости такси. Выгода для одесситов - несомненная.

Работы в этом направлении ведутся уже около 15 лет - за счет городского бюджета. Получение кредита позволит значительно их ускорить. За кредитные 20 млн евро от ЕБРР будет отремонтирован участок длиной 13,5 км от Пересыпского моста до улицы Паустовского.

Кредит ЕИБ также в 20 млн евро позволит закупить 16 многосекционных трамваев с низким уровнем пола, а 7,5 млн евро от ЕБРР пойдут на приобретение 21 односекционного вагона с низким уровнем пола. Таким образом, на средства от европейских банков трамвайный парк Одессы пополнится на 37 вагонов, отвечающих всем европейским стандартам. А вместе с теми трамваями, которые собирают в местных вагоноремонтных мастерских, в ближайшие полтора года город получит около 90 новых вагонов.

По расчетам специалистов из городского транспортного департамента, с учетом времени, необходимого для ремонта путей, проведения международных тендеров по закупке вагонов, их приобретению, изготовлению местных и т. п., маршрут "Север - Юг" может заработать уже в 2021 году. Без европейской поддержки этот процесс растянулся бы на неопределенное время.

ПРЕМИЯ ЗА "ЕВРОПЕЙСКУЮ МЭРИЮ"

Еще один приятный подарок ко Дню города был получен в Варшаве. Здесь состоялось награждение финалистов международного строительного конкурса European Award-2018. Жюри конкурса в номинации "Общественные здания" (public utility buildings) знаком отличия "European Award-2018" отметило проект реконструкции административного здания Центра интегрированных услуг "Европейская мэрия", расположенного в Одессе по улице Косовской, 2Д.

При этом было отмечено, что основная цель проекта "Европейская мэрия" - европейский подход к организации обслуживания населения. Здесь можно получить весь спектр административных и социальных услуг, а также оставить обращение или записаться на личный прием. В Центре интегрированных социальных услуг созданы все условия для полноценной работы - просторные залы, светлые функциональные кабинеты, электронная очередь и кафе. Это существенно ускоряет и повышает эффективность предоставления услуг населению.

В основе деятельности Центра - принцип кейс-менеджмента, это метод социальной работы, который предусматривает оценку ситуации и потребностей клиента, определение целей и планирование мероприятий для их достижения, мониторинг и оценку результатов.

- Введение нового формата обслуживания жителей города позволило увеличить количество получателей различных пособий, - рассказывает директор департамента труда и социальной политики городского совета Елена Китайская. - Так, в 2018 году были предоставлены различные социальные услуги 62271 жителю. А только за 8 месяцев 2019 года этот показатель уже превзойден.

Следующий шаг - развитие электронных обращений. Бесконтактный принцип работы с обращениями граждан упростит и ускорит обработку заявлений.

ИНВЕСТИЦИИ - СИГНАЛ О ДОВЕРИИ

Инвестиции - ключевой вопрос экономического развития. Своего рода сигналом о повышении доверия иностранных инвесторов к Украине и Одесскому региону в частности, стало намерение компании "BIIR Украина" реализовать на территории области два новых проекта. Они были представлены на встрече руководителя компании Томаса Силлесена с директором департамента инвестиций, международного и межрегионального сотрудничества областной госадминистрации Евгенией Волынец.

Первый проект - это перенос производства средств для транспортировки лопастей в Одесскую область, второй - построение жилого комплекса на территории региона.

Реализация этих проектов позволит создать 40 новых рабочих мест, увеличит штат компании почти до 200 человек и обеспечит жильем всех сотрудников.

- Каждому человеку важно не только работать, но и жить в хороших условиях, - отметил директор компании. - Наши сотрудники получают качественное образование за счет компании, работают по европейским стандартам, следовательно, являются конкурентоспособными на европейском рынке труда. Чтобы избежать трудовой миграции за границу, мы стараемся предоставлять все условия для высокого уровня жизни именно в Украине.

Эти проекты нашли полную поддержку в облгосадминистрации. Г-жа Волынец заявила, что областная власть готова сопровождать проекты, "поскольку на пути каждого инвестора сегодня могут возникать определенные "шлагбаумы". А наша главная задача - обеспечить все необходимые условия для эффективной реализации взаимовыгодных инвестиционных проектов в Одесской области".

Надо подчеркнуть, что BIIR - одна из ведущих инжиниринговых компаний, которая имеет 11 офисов в странах ЕС. Ее штаб-квартира расположена в Орхусе - во втором по величине городе Дании. Основной вид деятельности компании - предоставление экспертизы в области проектирования, инжиниринга и управления, механического дизайна, дизайна и разработки программного обеспечения, проектирование автоматики и специального оборудования. Широкий спектр деятельности позволяет BIIR внедрять проекты в любой отрасли: от возобновляемой энергии и переработки нефти до строительства и аудиодизайна. В портфель клиентов BIIR входят такие гиганты, как Vestas, Grundfos, Danfoss, LEGO, Maersk, Siemens.

ФАНДОМАТ - ЗАЛОГ ОЧИЩЕНИЯ

Не раз и не два в наших публикациях шла речь о вреде, который наносит природе и людям бездумное использование пластика, в частности, пластиковых пакетов и бутылок. Власти разного уровня и общественные организации, отдельные активисты стараются побудить граждан к цивилизованному обхождению с использованными пластиковыми предметами. В Одессе, например, все больше появляется контейнеров именно для сбора таких предметов.

Директор компании "Вторма" Евгений Шевченко рассказывает, что его предприятие хочет охватить контейнерами весь город, чтобы люди могли сдавать пластик на переработку, а не выбрасывать в мусор. Собранный таким образом пластик на "Вторма" сортируют и измельчают, затем отправляют на заводы, где из него делают ведра, посуду и даже одежду. Но контейнеры - "удовольствие" не из дешевых и пока что в городе их явно недостаточно. К тому же сами по себе контейнеры слабо склоняют людей к сортировке отходов, да и сознательность наших земляков еще не на том уровне, чтобы не выбрасывать ненужные уже бутылки где попало, а донести до ближайшего контейнера.

Между тем, в Европе давно уже используется действенный метод стимулирования сбора пластиковых бутылок. Речь идет о специальных автоматах, которые именуются фандоматами (название происходит от немецкого слова "pfand" которое переводится как "залог"). В Минрегионе наконец-то решили использовать европейский опыт и в Украине.

"Во многих странах Европы и мира на улицах в местах массового скопления людей можно встретить фандоматы. Это автоматы, которые обменивают пластиковые и другие бутылки, например, алюминиевые, на деньги или специальные чеки, за которые можно купить, к примеру, корм для животных или пакеты для собак, - поясняет заместитель министра Лев Парцхаладзе. - Это очень нужная инициатива, которая поощряет людей к разумному сбору и использованию пластика и улучшению экологического состояния городов".

Но для внедрения такого подхода требуется внести соответствующие изменения в государственные строительные нормы. Потому пока что в Минрегионе ограничились намерением более детально изучить иностранный опыт. Благо такого опыта уже более чем достаточно.

Законодателями моды на фандоматы стали немцы. В середине 1980-х в ФРГ количество отходов на санкционированных свалках достигло кризисных масштабов. Это заставило правительство разработать законодательную базу, благодаря которой начали широко использоваться контейнеры для сортировки отходов, в том числе и автоматы, которые взамен использованных бутылок возвращали их залоговую стоимость. В этом плане немцы, что называется "попали в точку". У людей появилась мотивация сдавать бутылки и пополнять свои кошельки. На протяжении 15 лет действует залог - 25 евроцентов на емкости до трех литров. Производитель обязан включить их в стоимость каждой произведенной бутылки. Таким образом, удалось обеспечить 98,5 % возврата одноразовой тары и сократить административные расходы (безналичный расчет, логистику, учет) на 15 %.

Сегодня это - обычная практика европейских стран и ряда других стран. Величина залога разнится в зависимости от вида и размера тары. В США она колеблется в пределах 0,05-0,15 долларов, в Канаде - от 0,05 до одного доллара, по Европе - от 0,07 до 0,4 евро.

По данным The Guardian, ежедневно на британских свалках оседает примерно 700 тысяч бутылок. Власти Великобритании посчитали, что депозитно-залоговая система позволит сократить количество отходов по всему королевству и в прошлом году присоединились к экопрограммам. В Литве при подготовке к внедрению данной системы магазины обзавелись более 1100 автоматами стоимостью почти 25 млн евро. Литовцы подписали соглашение с поставщиком оборудования на восемь лет. Согласно договору, инвестор получает по 1,6 евроцента с каждой упаковки.

В столице Азербайджана Баку по выданному фандоматом чеку можно получить скидку в супермаркете на определенные товары, пополнить мобильный телефон или оставить чек в благотворительной шкатулке. Деньги с собранных квитанций переводятся на счета детских больниц или на местные социальные проекты.

В Харькове тоже решили не оставать от передовых европейских технологий. Здесь еще два года назад во дворе одной из многоэтажек местные экоактивисты установили автомат, который в обмен на использованные пластиковые бутылки выдавал сувениры - календарики, магниты, машинки. Первыми, что понятно, новинку оценили дети. А за ними потянулись и взрослые. Так что проект "Сдай пластик - получи сувенир" оказался действенным. Его инициаторы вынашивают идею такого фандомата, чтобы взамен сданных бутылок люди получали карточки с определенной суммой баллов, которые впоследствии можно будет обменять на призы в специальном интернет-магазине.

К сожалению, в Одессе о фандоматах имеют очень слабое представление. Наши попытки получить комментарий у местных чиновников натолкнулись на стену непонимания, и даже экоактивисты лишь понаслышке знают об этом европейском опыте.

Будем надеяться, что инициатива Минрегиона заставит "шевелиться" и на местах. Тем более, что нет никакой надобности в открытиях; опыт ЕС вполне доступен: бери и делай.

Для справки. Согласно данным Главного управления статистики в Одесской области, в начале 2019 г. объем экспорта товаров в страны ЕС вырос почти на 33% по сравнению с соответствующим периодом 2018 г. Лидирует продукция агропромышленного комплекса, металлы и изделия из них, машины, оборудование и механизмы, электротехническое оборудование, средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства. Самые значительные экспортные поставки среди стран ЕС осуществлялись в Польшу, Италию, Испанию, Нидерланды, Германию, Великобританию, Португалию и Венгрию.

Материал подготовили

Александр ГАЛЯС, Инна ИЩУК. Наталья КРАВЧУК.


Газета: Порто-Франко
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.