На фоне грандиозного скандала с пожарными в глубокой тени оказались внутренние процессы, происходящие в Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре имени Васыля Васылько. Теперь же, когда судебные и финансовые страсти вроде бы улеглись и формальное закрытие театру уже не угрожает, пришло время обратить внимание и на творческие конфликты. Ибо театр — это не просто здание, а творческий процесс и люди, занятые в этом процессе.
Еще недавно авторы этих строк (и не только) были убеждены, что в Украинском театре — самая сильная в городе труппа. Особенно мужская ее часть.Наше убеждение базировалось прежде всего на четырех актерах из знаменитой "пятой гримерки" — Якове Кучеревском, Богдане Паршакове, Валерии Швеце и Евгении Юхновце. Трудно оспорить их талант и профессиональное мастерство, притом в самых разных театральных жанрах и стилях. Не обошел их вниманием и кинематограф: на счету этих четырех артистов суммарно более 150 работ в фильмах и сериалах. Одним словом, "любимцы публики", как говаривали и писали в старину...
Каково же было наше изумление, когда мы узнали, что "пятая гримерка" опустела. Юхновец и Швец ушли совсем (их фотографии исчезли с театрального сайта), а Кучеревский и Паршаков остались "на разовых", т. е. доигрывают те спектакли, где без них пока что никак не обойтись.
— Расстаться с такими артистами?! И это при нынешнем-то дефиците актеров-мужчин! Да как такое возможно?! — эмоционально реагируют на эту новость наши знакомые театралы.
Понять такую реакцию легко. Все четверо находятся в возрасте, который принято называть "цветущим" (самому старшему, Кучеревскому, всего-то 44 года). У каждого за плечами — примерно 20-летний опыт театральной деятельности, а главное — обилие отлично сыгранных ролей и зрительское признание. Добавим к тому же, что Яков Кучеревский — заслуженный артист Украины, трое других актеров тоже не обойдены наградами и рецензиями. Более того, до недавнего времени именно они, как говорится, "несли на себе" основной репертуар театра...
Все изменилось после того, как на режиссерском "троне" в Украинском театре воцарился Иван Урывский.
Творческое наследие, которое за три десятка лет накопил незабвенный Игорь Николаевич Равицкий, оказалось промотано "со скоростью звука". Сегодня театр уже не тот, который любили и знали поколения театралов. Это больше не театр-дом, не театр-семья. Это некое учреждение, где актеры не главные "действующие лица", а простые служащие. Которыми можно "керувать", не считаясь с их интересами. А ведь сегодня, когда необходимо кормить уже разросшиеся семьи, участие в съемках фильмов и сериалов для актеров — просто насущная потребность. Ну не прожить нынче, особенно имея детей, на театральную зарплату, будь ты хоть трижды гений и без остатка предан сцене (разумеется, в актерскую профессию шли не за деньгами, но не умирать же теперь с голоду!). До недавнего времени руководство театра это понимало, находили возможность замены в спектаклях, но нынче позиция дирекции такова: раз не можешь днем сниматься в Киеве, а вечером выйти на сцену в Одессе, пиши заявление об уходе. Никто никого не держит и на уступки не идет. Такое впечатление, что тут просто забыли, что в театре именно актеры — главные, и чтобы ни твердили о "режиссерском театре" (к этой теме мы еще вернемся), но зрители покупают билеты на спектакли в первую очередь для того, чтобы увидеть знакомые и любимые лица, насладиться мастерством артистов, а потом уже — выдумками режиссера и других участников творческого процесса. Плюс ко всему в театрах внедрили контрактную систему, что само по себе — веяние времени, но которая пока что далека от совершенства, на чем легко сыграть, избавляясь от артиста. Зритель ходит на "звезд"? Не аргумент для нынешнего руководства, тут полагают, что зритель полюбит и новых, молодых артистов, на которых делает ставку главреж театра Иван Урывский.
С точки зрения столичных критиков, Иван Урывский — надежда украинского театра.К сожалению, у нас нет возможности видеть постановки отечественных режиссеров в других городах, но если это утверждение справедливо, то остается только пойти в храм и поставить свечку "за упокой". Ибо "альфой и омегой", "началом и концом" украинского театра, от "корифеев" до Сергея Данченко, был Актер. Без Актера, без его сценических озарений, наш театр, по выражению Юрия Смолыча, "на творчий шлях i не потикався". Спектакли же Урывского, поставленные им в Одессе, демонстративно антиактерские.
Уже вторая его постановка в Украинском театре — переделка знаменитой "Утиной охоты" А. Вампилова — вызвала недоумение: как выбором пьесы, так и работой с актерами. Нетривиальные характеры героев пьесы были сведены до плоских характеристик; при такой режиссерской трактовке играть артистам было попросту нечего, что для вампиловских сочинений — нонсенс.
Затем последовали семимесячные роды "Турандот", где постановщик при помощи Гоцци явно решал какие-то свои личные проблемы; что, в принципе, ни хорошо и ни плохо, но результатом стал "гомункулус", с которого лишь давнее уважение к этому театру помешало сбежать уже через пять минут после начала представления.
Далее в том же духе и стиле — "Женитьба" и "Рогоносец"...
Такое впечатление, что беря в работу пьесы, по которым существуют эталонные постановки ("Турандот" Евгения Вахтангова, "Женитьба" Анатолия Эфроса, "Рогоносец" Всеволода Мейерхольда), Урывский стремится сделать все "не как" у классиков. Вот только "кишка тонка".
Эти постановки "претендуют на статус мегаинтеллектуального месседжа, выраженного гиперактуальными средствами. Но, как это случается и в физике, и в метафизике — крайности соединяются. То, что предъявляется как смелость форм, уныло смыкается с заурядностью средств. А то, что замахивается на глубокие рефлексии, предательски сливается с банальностью смысла". Эта характеристика, которую мы "одолжили" у известного критика Екатерины Кретовой, дана другой постановке, но к творениям Урывского подходит практически идеально.
Так стоит ли удивляться тому, что с актерами-мастерами он так и не нашел общего языка?!
С молодежью особых творческих разногласий не возникает, более того, им даже нравится "делать европейский театр". А зрелое поколение артистов, видевшее "многое и многих", постулат о "европейском театре" логичным образом ставит под сомнение.
О нет, наши герои не жалуются и не хотят выносить сор из избы, точнее, из театра, где, на минуточку, прошло у каждого по половине жизни. У них с нынешним главным режиссером исключительно творческие разногласия.
"Может, он тренируется на нас, говоря, будто это европейский театр, но обезличивание актера, отсутствие содержания при вроде как броской форме, красивая картинка вместо спектакля, это не есть европейский театр, мы не готовы в такой системе работать. А молодежь, в конце концов, вообще разучится ходить по сцене. Иван игнорирует цели, задачи, не видит ясно, куда будет двигаться. Нам говорят: "Все, забыли на сцене о характере, пройдитесь вот этак!" И показывают опять-таки характерную походку; куда же в театре без характера. Иван, очевидно, сомневается в себе, комплексует, мечется, а что делает слабый человек? Старается унизить сильного, а то и вовсе избавиться от него".
А то, чего стоят эти мастера в плане актерского и жизненного опыта, никто во внимание не принимает.
Однако, может, мы чего-то не понимаем?
Может, восторги некоторых критиков поддержаны зрительскими симпатиями? Ведь написала же Александра Степовая в "Одесских известиях", что "с появлением Ивана Урывского кажется, что изменилась и сама атмосфера театра, появился новый зритель, который идет "на Урывского", а спектакли этого режиссера заняли устойчивую позицию в репертуаре и всегда проходят с аншлагом". Ну насчет "изменения атмосферы" и "устойчивой позиции в репертуаре" мы спорить не станем; что есть — то есть. А вот насчет того, что "всегда проходят с аншлагом"...
Нет, не видно аншлагов даже на премьерных, не говоря уже о рядовых спектаклях. И это очень легко проверить, благо появилась такая штука, как электронная продажа билетов. Кто не верит, зайдите на сайты, где можно онлайн приобрести билеты в театр, много ли вы там найдете уже выкупленных мест?! Единицы — порою в самом прямом смысле. И это при совершенно смешных — по нынешним временам — ценах. Так что если в театре и бывают аншлаги, то разве что "пустых кресел"...
Нам, конечно, могут сказать, что проблема Украинского театра — в языке.Дескать, в Одессе украинский язык не сильно уважают, потому и не торопятся в этот театр. Но тогда мы заходим опять-таки на сайты по онлайн-продаже билетов, и смотрим, как расходятся билеты на киевский спектакль "Швейк", который будет идти в конце ноября. Тоже, между прочим, на украинском языке. И что же видим? За месяц до начала гастролей абсолютное большинство билетов раскуплено, и это при ценах от 220 до 550 гривен. И никого не смущает язык, ибо зрители идут на артистов, чтобы насладиться игрой Богдана Бенюка и Анатолия Хостикоева.
Да, это супер-"звезды", но что мешает нашему Украинскому театру выбирать бенефисные роли для своих талантливых актеров, у которых, кстати, не так уж мало поклонников, в том числе, и среди молодежи?!
Увы, но репертуар, как говорится, оставляет желать...
Еще не так давно премьеры выпускались без неприличной поспешности и оставались в репертуаре на долгие годы. Сейчас театр как-то зачастил с новыми работами, да еще изобилующими матерной лексикой; дорвались до грязи, что называется. Такое положение дел тоже смущает артистов, привыкших относиться к театру как к дому, где не место помойным лужам и пресловутому сору.
"Спасите украинскую культуру!" — било в набат руководство театра, когда возникала угроза временной приостановки его работы ввиду проблем с техникой пожарной безопасности. Но стоит ли педалировать тему культуры, когда со сцены в зал посылается непристойная брань? Ради такой "культуры" ходить в театры не надо, достаточно в подворотню войти или окно во двор открыть. Дешево и сердито!
Что будет дальше?
Наши герои останутся в любом случае прекрасными артистами, которых ждут как съемки, так и театральные подмостки. "Прорвемся!" — говорят они. Их уход станет большей потерей для театра, чем для них. (Кстати, забавно, но их имена, когда возник скандал с "пожаркой", часто звучали как аргументы за то, чтобы театр не закрыли; "как же так, ведь тут играют Кучеревский, Паршаков, Швец и Юхновец!")
Но какой стимул творческого роста будет у талантливой молодежи, наблюдающей в непосредственной близости, что театр не дорожит даже своими "звездными" артистами? Уж точно полжизни на этой сцене провести не захотят.
P. S.Готовя эту статью, мы прекрасно отдавали себе отчет в том, что отныне рискуем прослыть "гонителями талантов" и "врагами украинской культуры". Но решили следовать совету классика, который рекомендовал одинаково равнодушно воспринимать "хвалу и клевету". Ибо как раз давняя любовь к Украинскому театру имени В. Васылько и многим его прекрасным актерам побудила нас обратить внимание читателей на то, что в театре важна не только пожарная, но и творческая безопасность для его мастеров. Ибо очень больно постоянно наблюдать "бенефис пустых кресел".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.