АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 КАК ТЫ ИЗМЕНИЛСЯ, ЧЕЛОВЕК!..


6-12-2019, 15:00 |

До 15 января Одесский Художественный музей представляет выставку "Измененный человек". Только Киев и Одесса стали местами ее проведения в Украине, а организатором выступил Boris Lurie Art Foundation (Нью-Йорк, США). Кураторы выставки Татьяна Токарчук и Юлия Кисина привезли экспозицию, состоящую из картин, рисунков, коллажей и скульптур, причудливо соединивших тему Холокоста и обезличенной телесности.

Борис Лурье (1924–2008) — американский художник-нонконформист и писатель, рожденный в СССР, основатель движения NO!art, исследовал исчезновение индивидуальности, энтропию личности, а значит — самой реальности. Художник родился в 1924 году в Ленинграде, через некоторое время семья переехала в Ригу, которая тогда еще не входила в состав СССР. В 1941-м в столицу уже советской Латвии вошли немецкие оккупанты. Лурье были интернированы в гетто, откуда Бориса с отцом перевели в трудовой концлагерь, а мать, сестра, бабушка и возлюбленная Бориса Любовь Трескунова погибли во время акции уничтожения 26 тысяч евреев.

"Вся история искусства ХХ века — это история маски. То была только одна из сторон тотальной тенденции обезличивания индивидуума, превращения его в объект. И серия Бориса Лурье "Измененный человек" была задумана, наверное, для того, чтобы дать нам повод задуматься о последствиях этой тенденции — и не только культурных", — комментирует экспозицию искусствовед Александр Соловьев.

"Лурье сочетал в своих работах несочетаемые вещи, — пишет в своей статье для каталога Лурье Вадим Кругликов. — Гору голых трупов на железнодорожной платформе и раздевающуюся красавицу из мужского журнала. Казалось бы, как можно сопоставить массовую насильственную смерть и дешевое удовольствие? Это ведь даже не привычная пара эрос-танатос...".

"Скульптурные объекты, напоминающие кучи фекалий и порнографические романы с элементами BDSM — творчество Бориса Лурье не для целомудренных воспитанниц пансиона благородных девиц, — пишет о произведениях художника Алиса Ложкина. — В мире, страстно возвращающем обывателю право на ханжество, его работы многих коробят. В смаковании эстетикой безобразного художника обвиняли еще более полувека назад. Сегодня к этим нападкам добавляются подозрения в мизогинии, фетишизации и объективации женского тела. Реальный Борис Лурье не вписывается в стереотипный образ брутального мачо-сексиста. Его самые радикальные провокации — это, в первую очередь, продукт травматического личного опыта и приглашение поразмыслить над противоречивой природой человека и общества... Наиболее шоковый прием Лурье — соединение таких, казалось бы, совершенно несовместимых тем как Холокост и порнография. О фундаментальной перверсивности, появляющейся там, где кто-то надевает костюм палача, а кто-то оказывается в роли жертвы, и сексуальном напряжении на этой оси в европейской культуре заговорили уже после того, как Лурье начал разрабатывать эту тему. Пожалуй, наиболее знаменитое произведение, где делается попытка психоаналитического и имморального взгляда на садомазохистскую страсть родом из нацистских концлагерей — шокировавшая современников кинолента 1974 года "Ночной портье" Лилианы Кавани.

Лурье еще в 1960-х начал объединять фотографии из лагерей и вульгарные пинапы с обнаженными женщинами, которые мужчины по всему миру использовали как подручный материал для мастурбации. В его случае это не только критика общества потребления и рефлексия на тему природы тоталитаризма. Это еще и очень личное, в каком-то очень специфическом смысле лирическое высказывание. Зная, что произошло однажды ночью в конце 1941-го в лесу Румбула под Ригой, понимаешь, почему Борис Лурье не мог заснуть по ночам. Не нужно быть выдающимся психоаналитиком, чтобы понять, что, потеряв в одну ночь маму, сестру, бабушку и первую возлюбленную, Лурье фактически в каждой работе возвращался именно к этой теме, к сердцу тьмы и главному травматическому событию его жизни. Дешевые пинапы, сколлажированные со снимками из лагерей, — это исповедь юноши, у которого в один день отобрали и расстреляли всех значимых женщин, оставив его на долгие годы в одиночестве на лагерных нарах с обрезком журнальной фотографии чужого случайного женского тела в руках".

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.


Газета: Порто-Франко
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.