АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ СТАРОГО ПОРТРЕТА


29-08-2020, 14:00 |

Не так давно в Одесском музее западного и восточного искусства произошло открытие. В музейном деле такое вообще случается нечасто, тем более, если речь идет о картинах, созданных в давно минувшие дни. И тем не менее нашим музейщикам это удалось: они установили, кто именно изображен на портрете "Дама с жемчугами", созданном фламандским художником XVII в. Юстусом Сустермансом.

— Эта картина, — рассказывает заведующая отделом западноевропейского искусства Татьяна Балановская, — всегда обращала на себя внимание наших посетителей. Всё в облике этой молодой привлекательной женщины говорит о благородном происхождении: и её горделивая поза, и устремленный на зрителя взгляд, в котором читается внутреннее достоинство. Роскошный наряд прекрасной незнакомки и её изысканные украшения — безусловное свидетельство богатства изображенной дамы. Она одета в модное платье, расшитое мелким жемчугом, которое дополняют прозрачный газовый воротник и белые венецианские кружева. Такие кружева были настоящим предметом роскоши, процесс их изготовления с помощью игл и ниток был очень трудоёмким, потому и стоили они чрезвычайно дорого и являлись показателем высокого социального статуса их обладателей. Наряд дополнен драгоценным ожерельем из морского скатного жемчуга и серьгами с каплевидными жемчужинами. Такие украшения считались родовым достоянием и передавались по наследству, их могли позволить себе только очень знатные и богатые особы.

На основании всего сказанного музейщики предположили, что эта дама принадлежит к какому-то знатному семейству. Отправной точкой поисков стало мнение, высказанное зарубежными специалистами, будто это портрет представительницы рода Медичи. Об этом говорили в 2004 г. испанские кураторы выставки "Путешествие Козимо III Медичи в Сантьяго дела Компостелла", в которой участвовала музейная картина Караваджо "Взятие Христа под стражу". Того же мнения был директор Музея изящных искусств из Лилля, видевший "Портрет дамы с жемчугами" в нашем музее. Предположение вполне логично, если исходить из того, что автор портрета Юстус Сустерманс являлся придворным художником Медичи и более 60 лет служил великим герцогам Тосканским.

Изучение женских портретов семьи Медичи позволило сделать вывод, что на картине одесского музея изображена Маргарита Медичи. Тем более, что в Пармской Национальной галерее хранится аналогичный портрет, правда, меньшего размера. На том портрете на даме такое же платье с жемчужным узором в виде лилий, такой же жемчужный гарнитур, идентичная прическа с бархатной заколкой в волосах, украшенной мелким жемчугом и подвеской с голубым сапфиром и крупной жемчужиной.

Несколько слов о героине портрета.

Маргарита Медичи родилась 21 мая 1612 г. во Флоренции. Она была второй дочерью и четвёртым ребёнком из восьми детей Козимо II, великого герцога Тосканы и его супруги Марии Магдалины Австрийской. Маргарита получила прекрасное образование; обучением всех детей семейства руководил Галилео Галилей — знаменитый итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, основатель экспериментальной физики и классической механики. Он доказывал, что Земля вертится вокруг Солнца, из-за чего вступил в конфликт с католической церковью. Согласно легенде, ему пришлось официально отречься от этой "ереси", но в историю вошла его фраза: "А все-таки она вертится!"

В 14-летнем возрасте Маргарита была помолвлена с Одоардо Фарнезе, герцогом Пармы и Пьяченцы. Это тоже занятная история, характерная для тех времен. Первоначально герцог в течение семи лет был обручен с её старшей сестрой, принцессой Марией Кристиной, но помолвку пришлось разорвать из-за проблем со здоровьем невесты. А Маргарита с Одоардо обвенчались в 1628 г. в знаменитом флорентийской соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Потом свадебные торжества продолжились в Парме, где к их бракосочетанию был открыт Театр Фарнезе, в котором в честь молодоженов была дана премьера оперы "Меркурий и Марс" на музыку Клаудио Монтеверди. Кстати сказать, Маргарита была большой поклонницей музыки и в течение всей своей жизни в Парме способствовала развитию театра.

Несмотря на то, что брак был династическим, молодые люди быстро нашли общий язык и взаимопонимание. За первые 12 лет у пары родилось восемь детей, правда, двое умерли сразу после рождения. Одоардо, видя способности жены, доверял ей управление герцогством во время своих частых отъездов. Характер у Маргариты был спокойный и покладистый, но достаточно сильный, это помогло ей быстро освоиться в пармском дворе.

Но поначалу Маргарите пришлось в новой семье непросто. Постепенно все флорентийские дамы и рыцари, составлявшие её свиту, были отосланы и заменены людьми Фарнезе, которых выбрала 40-летняя свекровь Маргарита Альдобрандини. Несмотря на откровенное унижение семьи Медичи, которое позволяла себе свекровь, Маргарита проявляла сдержанность и тактичность. В Парме она пристрастилась к прогулкам на открытом воздухе, к садоводству, соколиной охоте и рыбалке. Маргарита сама рассказала о себе в многочисленных письмах братьям и сестрам, которые она писала, не прибегая к услугам секретаря, как это было принято в те времена. У неё был прекрасный почерк, изысканный стиль, интересные глубокие мысли. Благодаря интенсивной переписке Маргарита сохранила тесные связи со своей семьей и флорентийскими кругами. При ней пармский двор испытал сильное влияние флорентийской культуры и придворного этикета.

Овдовев в 1646 г., Маргарита около двух лет была регентом при несовершеннолетнем сыне Рануччио. Решимость и сила духа позволили ей преодолеть политические и семейные трудности, а также разногласия с сыном. Как любящая мать, она позаботилась о своих дочерях, которым не суждено было стать женами, построив в 1568 г. так называемый Палаццо Мадама — Дворец в Пьяченце, предназначавшийся для женщин семьи Фарнезе, оставшихся без брака и вдов. Сама Маргарита прожила 67 лет и умерла в Парме в 1679 г.

Как и её предки, Маргарита Медичи покровительствовала живописцам, а её любимым художником был как раз Юстус Сустерманс. Его искусная кисть сохранила облик этой незаурядной женщины в разном возрасте. Теперь к числу этих портретов может быть добавлена и одесская картина, созданная около 1640 года. Вот так "Портрет дамы с жемчугами", приобретённый музеем в 1938 г. у некоего одессита с Дерибасовской, обрел своё имя!

В экспозиции Одесского музея западного и восточного искусства находится еще немало картин с увлекательной историей.

Подготовил Андрей ТИШКОВ.


Газета: Порто-Франко
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.