АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 КАК СМОКТУНОВСКИЙ НЕ СТАЛ АРТИСТОМ ОДЕССКОГО РУССКОГО ТЕАТРА


23-10-2021, 17:00 |

Этот малоизвестный факт из жизни знаменитого артиста обнародовал известный театровед одесского происхождения Валерий Семеновский. В недавно опубликованной мемуарной статье он пересказал то, что узнал от Лии Новоселицкой, работавшей в 1950-х годах заведующей литературной частью Одесского русского театра.

 

"Познакомившись на гастролях с одесским завлитом, он (Смоктуновский) не скрыл от неё желания театр сменить. Но переговоры вести было не с кем: директор (назову его здесь Серов) был в отъезде и вернулся только под занавес гастролей, когда спектакли с участием Смоктуновского уже не шли. Тем не менее Новоселицкая уговорила Серова устроить яркой индивидуальности тайный просмотр в репетиционной комнате. После просмотра Директор в сердцах воскликнул:

— Кого ты мне подсунула?! Я очень огорчён твоим промахом. Не просто как директор. Как артист!

Да, он был артист. Заслуженный артист УССР. Ученик известного режиссёра Петровского, некогда работавшего у самой Комиссаржевской, при случае он любил потолковать о корнях и заветах, о высоких традициях русского психологического театра. И теперь, действительно огорчённый как носитель этих традиций, начальственный разнос устраивать не стал — попробовал пробиться к эстетическому чувству.

— Лиля!..

Все так её звали; слегка изменённое имя (возникшее в сорок девятом как слабая попытка уклониться от клейма безродной космополитки), ничего по сути не меняя, вероятно, казалось всё же не таким разоблачительным, как Лия.

— Лилечка! Мы же тебя тут держим за женщину со вкусом! Не знаю, что на тебя нашло. Одно утешение: ростом высок, но всё остальное... Интонирует ужасно, бормочет, будто дома разговаривает, никакого понятия о подаче звука. Апломб отсутствует, ни одной фиксированной позы, все движения смазаны, обыденны. Так и на улице артисту выглядеть нельзя, не то что на сцене. Амплуа не разберёшь какое: ни герой, ни комик. Жанра не чувствует. В каком жанре он показал Хлестакова? Можешь сказать? Да ни в каком! То вроде бы смешно, то вовсе не смешно: в драматизм полез зачем-то. Всё перемешал! Не понимает, что драма — это драма, а комедия — это комедия. О внутренней логике говорить не приходится. Ты обратила внимание, как он передаёт испуг Хлестакова, когда городничий является в гостиницу? Дрожит мелко-мелко, да в пол обречённо смотрит, руки сложив на коленках, точно у него уж и узелок припасён на случай тюрьмы. Откуда, скажи на милость, эта обречённость? С чего ей взяться? Он же безмозглый, фитюлька, не в состоянии предвидеть, что ждёт его через минуту! Нет, правдой жизни тут и не пахнет.

Лилечка могла бы возразить: фитюлек тоже забирали (в царское, разумеется, время), так что много мозгов не обязательно было иметь, чтобы чувствовать, что в любой момент могут прийти и за тобой. А то, что у Смоктуновского Хлестаков и смешон, и жалок, и трогателен одновременно, — это как раз правда жизни и есть. Но, понимая, кто перед ней, она благоразумно промолчала.

— А самое главное, — резюмировал Серов, — если так вот играть, то даже из пятого ряда никто не поймёт, не заметит, что ты испугался. Нет, чтобы вскочить, заметаться из угла в угол, руками схватиться за голову, глаза округлить от страха. У страха-то, Лиля, глаза велики!"

Двадцать лет спустя, уже прославленным мастером, "народным артистом", Смоктуновский все-таки стал "артистом" нашего Русского театра. Правда, только на один вечер. В качестве гастролера он играл главную роль в спектакле "Царь Федор Иоаннович". Но игрался этот спектакль почему-то на сцене ТЮЗа. Кто знает, может потому, что не забыл артист эту давнюю историю?


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.