Мимо проходят десятилетия, в стране все движется к предсказуемому и довольно печальному концу. И тут то ли для того, чтобы нас взбодрить, то ли из каких-либо других соображений, но уже точно не связанных с нами, власть, как заправский шулер меняет правила игры на выборах.
Ни дня без придумки: то списочниками ударят по мажоритарщикам, то вдруг озаботятся открытостью списков, то окончательно их закроют. А чтобы уж совсем вогнать народ в ступор – границы округов поменяют! Все делается для людей! Тех людей, которые должны получить вожделенный мандат, вопреки народному волеизъявлению.
Вот и теперь грядущие местные выборы в Украине пройдут по упрощенным правилам, прописанным в т. н. «Избирательном кодексе», принятом 19 декабря 2019 г. Важным «достижением» победившего достоинства необходимо отметить упразднение, среди прочего, обязанности всех СМИ освещать ход выборов «справедливо, збалансовано та неупереджено» и былая обязательность обеспечения «рівних можливостей доступу до засобів масової інформації незалежно від форми власності». Иными словами, не имея достаточного бюджета для СМИ, на выборы и раньше-то соваться было нечего, а теперь уж сорван последний фиговый листок! И мы можем лицезреть тучное тело буржуазной демократии во всей его неприглядности!
Испытают на электорате и установление избранников новым гибридным методом: выдвижение кандидатов по партийным спискам скрестили с конкуренцией между ними, как на «мажоритарке». Поэтому размеры избирательных округов увеличили в разы, что затрудняет возможность персонального подкупа избирателей путем т. н. «гречкосейства». И избирателям придется, как ожидают эксперты, сравнивать не щедрость кандидатов в раздаче продпайков, а их деловые качества и идеи. Это приветствуют сторонники гражданского активизма и деятели СМИ. Об оптимизме телевизионщиков по поводу изменения условий «кастинга» баллотирующихся на выборах мы обратились к мнению профессионалов, которые с ситуацией знакомы не понаслышке.
Без известности кандидаты – непроходные
Новые правила избрания реальных (не «технических») кандидатов на выборные должности в разы повышает их объективную потребность рекламироваться через СМИ. Давно известно, что за неизвестных лиц никто голосовать не станет. Как будто для наших выборов Публий Овидий еще до нашей эры подметил: «К неизвестному – влечения нет».
Не зря базовым условием в социологических исследованиях электоральных шансов политсил или отдельных кандидатов ставится их «известность» жителям соответствующей местности. Голосуя на выборах, избиратели хотят и имеют право знать, что за человек претендует на выборную должность, чем он может быть полезен или опасен, получивши мандат.
Обеспечить позитивную известность о себе, среди окучиваемых агитируемых избирателей, и прежде старались даже кандидаты-«гречкосеи». Но при раздачах «подношений избирателям» бывало достаточно использовать именные пакеты или вкладывать листовки с указанием дарителей. Теперь, когда избирательные округа расширены, для этого не хватит двух-трех тысяч «гостинцев» от кандидата и эта технология станет попросту убыточной. Добиваться симпатий избирателей придется более законными приемами.
Обрести её или расширить за короткий срок можно впечатляющим действием, которое станут активно обсуждать по «сарафанному радио». Уповающие на расположение к себе путем «спонсорства», могут, конечно, одаривать местные громады маршрутными автобусами, призовыми лотереями, пополнением счетов местных абонентов мобильной связи и т. п. Но даже в таких «акциях» о причастности к ним надо как-то заявлять, а для этого как нельзя лучше подходят СМИ. Остается сделать правильный выбор, к каким из них и в каком случае лучше прибегать?
Интернет хорошо, а «телевизор» – лучше
Нет более надежного и наименее хлопотного способа снискать известность, чем «светиться» в сообщениях популярных СМИ. Это практикуют все опытные политики, но задачу им сильно усложняют в наше время рост числа электронных масс-медиа разных типов и их разделение по «нишам»: женские, мужские, для автомобилистов, студентов и т. д.
Находить и применять некие «всеохватывающие» каналы оповещения вроде транслировавшейся в СССР новостной телепрограммы «Время» стало невозможно – время безвозвратно ушло. Но у «Времени» остались наследники, пусть и не такие масштабные, но все же удерживающие довольно большие сегменты аудитории – это телевизионные каналы с их программным продуктом. Не случайно в 2019 году из широкого меню кандидатов в Президенты Украины избиратели предпочли новичка, но широко известного по многолетней работе в телепередачах.
Телевидение остается, как поясняет «фундатор» одесского коммерческого телевидения Александр Козырь, самым влиятельным способом информирования жителей Украины в возрастных категориях от 40 лет и старше, т. к. люди склонны полагаться на те способы и источники получения информации, которые ранее уже хорошо освоили. Это обусловлено в т. ч. природной «ленью»: зачем переучиваться, когда и так можно оставаться в курсе текущих событий? И даже когда в соцопросах указывают: мол, «не смотрю никакие телеканалы», как правило, это – не совсем верно: от случая к случаю какие-то резонансные телепередачи: спортивные матчи на чемпионатах, сообщения о скандальных происшествиях, дебаты реальных кандидатов в президенты и др., смотрят даже «отказники». К тому же многие, особенно, домохозяйки, научились «не торчать перед телевизором», а слушать, о чем рассказывают, параллельно занимаясь своими делами. Но эти «телеслушатели» – тоже принадлежат к аудитории соответствующих телепрограмм.
Особенно сильно влияние телеканалов в удаленных от городов сельских местностях, где «цифровая» связь, в т. ч. Интернет, слабо развита. Там телеканалы сейчас – вне конкуренции по оперативности и охвату аудиторий. Даже о происшествиях в соседних селах местные жители узнают зачастую позже, чем о вещаемом в новостных и прочих телепрограммах. Изменится эта ситуация не скоро, во всяком случае пока правящая в Украине власть содействуют политике обезлюднивания аграрной глубинки.
Местные события – зона ответственности региональных ТВ
Говоря о телевидении в целом, необходимо отметить существенную разницу в вещательных «центральных» всеукраинских телеканалов, таких, как «Iнтер», «ZIK», «1+1» и др., и – региональных «А1», «Репортер», «Здоровье» и др.
Всеукраинские телеканалы, вещая по всей стране, ищут темы – «общие», интересные зрителям разных регионов. Им не свойственно «зациклиться» на освещении событий в той или иной отдельной местности, городе, ОТГ, избирательном округе в районный или областной советы. Подобные «экскурсы» могут позволить себе лишь операторы вещающих там региональных и местных телеканалов.
Существенно разнится и затратность телепередач всеукраинского и регионального охвата, что обусловлено разницей зон вещания радиосигналов через ретрансляторы госкорпорации РТР. При том, что даже пару минут телерекламы там стоит очень крупных сумм. Ведь технология телерадиовещания, особенно эфирного, через сеть ретрансляторов госкорпорации РТР – удовольствие дорогое.
Государство, тем временем, вместо дотаций «грузит» частные ТРК сборами за лицензии Национальной рады Украины по вопросам телевидения и радиовещания (НРУТР), где суммы отнюдь не символические. С региональных телеканалов – около 100 тысяч гривен ежемесячно, а с общеукраинских – в разы больше. Также требуют плату за ретрансляцию по кабельным сетям соответствующие частные компании-операторы. Растут сборы обладателям «авторских прав» при использовании сторонних «телепродуктов» и прочие «издержки» телебизнеса.
Как бы там ни было, но расценки на телерекламу на региональных каналах гораздо ниже, чем на всеукраинских. И по соотношению с полезностью услуги региональных ТРК приемлемы даже для оповещения жителей поселка с населением пять-шесть тысяч жителей. Знающие это уже давно наладили партнерские связи с тем или иным ТРК. При этом особенностью телевещания в Одесском регионе является самое большое в Украине наличие региональных телерадиокомпаний (ТРК).
«Перегрузка» на одесском телерынке – благо для избирателей и кандидатов
Как считает А. Козырь, одесский телерынок сейчас несколько «перенасыщен» действующими региональными ТРК. Вызвано это «человеческим фактором»: в 1990-х и позже одесские телевизионщики смогли раскрутить целый ряд удачных телепроектов, в чем важную роль сыграл и сам А. Козырь, за что и отмечен рядом государственных наград.
Благодаря сложившейся ситуации в Одессе сохраняется конкуренция, побуждающая телепродюсеров осваивать все новые формы телевизионного искусства. Тем более что искушенные зрители не особо доверяют примитивной «призывной рекламе», научились выявлять «джинсу» в выпусках новостей и фальшь – в «телеобращениях» хитрованов.В телевещании, конечно, все жанры хороши, когда они уместны и дают эффект. Неплохо «работает», например, оповещение через текстовые «ленты» текущих новостей. Но наибольший интерес зрителей вызывают, по наблюдениям мэтра одесского коммерческого телевещания, телепрограммы в жанре talkShow. Не случайно и проведенные в прошлом году знаменитые теледебаты на стадионе «Олимпийский» между В. Зеленским и П. Порошенко были устроены по сценарию подобных «разговоров-зрелищ». Даже если при этом никто не падает на колени и не порывается «бить морды», это все равно привлекает соревновательностью и интригой. А если темы обсуждения актуальны и участвуют знатоки – общественный резонанс таких передач практически гарантирован.
Для избирателей очень познавательны ток-шоу с дебатами кандидатов в прямом эфире без купюр. Это позволяет не только разглядеть внешность кандидатов, но и оценить их способности излагать мысли, реагировать на обострения ситуаций, проявлять чувство юмора и т. п. Правда, такая зрелищность не гарантирует «объективности»: многие люди, в особенности если у них недостаточно опыта, перед телекамерами «тушуются». Поэтому ответственные телеканалы не просто приглашают гостей «в студию», предварительно знакомя с условиями таких состязаний, но и консультируют, помогая им раскрыться. Очень жаль, что нынешний «Избирательный кодекс» не обязывает организаторов выборов проводить смотры способностей кандидатов в теледебатах, что стало неписанной нормой, например, в США. Исправить это упущение смогут при наличии адекватного спонсирования лишь сами ТРК из числа включенных в «мультиплекс».
Мультиплекс для Одессы
Постановлением Кабмина №377 от 8 мая 2019 г. запрещено под страхом аннулирования соответствующих лицензий осуществлять вещание с использованием радиотехнологий всех телеканалов, не включенных НРУТР в соответствующие пакеты «мультиплекс». Остальные могут пока показывать свои передачи через Интернет. Для телезрителей Одесского региона оставили два таких «мультиплекса».
В транслируемом РТР общеукраинском «пакете» – 16 всеукраинских каналов: Интер, Україна, 1+1, НТН, К1, «UA: Перший», ICTV, Ентер-фільм, ZOOM, Індиго TV, СТБ, ТЕТ, К2, Новий, М1, Прямий, Мега, Піксель TV, XSPORT, НЛО.TV, 2+2, Z.ZIK, Еспресо TV, ПЛЮСПЛЮС, 5 канал, UA: Культура, Рада, Україна 24, а также канал областного филиала НСТУ.
В одесском региональном «пакете» теперь (после удаления ООО «Гравис», логотип «ПЛЮС ПЛЮС») остались и имеют право вещать:
ООО «использовавшего Телерадиокомпания «Клуб-ТВ» (логотип: «GTV»);
ООО «ТРК «Андсер» (логотип «А1»);
ООО «Телерадиокомпания «Південна хвиля-ТВ» (логотип: «Южная волна»);
ООО «Телерадиокомпания «Моя Одеса» (логотип: «ДУМСКАЯ.TV»);
ООО «Реноме Інет» (логотип: «OLVIA»);
ООО «ТРК «Нова Одеса» (логотип: «1 ПЕРВЫЙ ГОРОДСКОЙ»);
ООО «Ріак-інформ» (логотип: «7»);
ООО «ТРК «АРТ» (логотип: «7»);
ООО «Балінформкомпанія» (логотип: «БІК»);
ООО “Телерадиокомпания «ЗДОРОВЬЕ» (логотип: «Телеканал «Здоровье» в стиле журнала «Здоровье» бывшего СССР);
ООО “ІНФОРМАЦІЙНЕ АГЕНТСТВО МЕДІА-ІНФОРМ” (логотип “MEDIAІНФОРМ”);
ООО “ТРК “Град” (логотип «ГРАД»).
При этом трансляции своих программ через «мультиплекс» большинство этих телекомпаний дополняет ретрансляциями в разных кабельных сетях и на популярных интернет-порталах, и в социальных сетях YouTube, Facebook и т. п.
Такое «внедрение» в кабельные сети частных компаний-операторов стоит немалых средств, но оправдано высокой популярностью среди телезрителей этого способа приема телевещания. В Одессе, например, оперируют 26 телекомпаний, а их сетями охвачены 98% территории города. Но и вещание через Интернет – не модная игрушка, а инструмент расширения доступности к популярным телепрограммам и телеканалам. Популярность их весьма зависит не только от успешности работ телеоператоров, телеведущих, монтажеров, режиссеров и других сотрудников, но и от правильности «маркетингового» расширения, на которое готовы владельцы и спонсоры соответствующих телекомпаний. «В недалеком будущем должны возникнуть на базе платформы YouTube интернет-телеканалы, на которые не будет распространяться большинство законодательных ограничений. Будет весьма удивительно, если они не возникнут», – считает медиаэксперт и телеведущий Александр Филиппов.
Телерадиокомпании региона – недооцененные «игроки» выборов?
Члены НРУТР, отбирая участников мультиплексного вещания, учитывали соблюдение ими ранее утвержденных планов вещания и другие технические нюансы. Но для телезрителей не менее важны идейная направленность и достоверность препарируемых телепродуктов, что сильно зависит от управляющих информационной деятельностью ТРК.
Раскрытие такой информации перед НРУТР с 2015 года стало обязательным и за этим ведется надзор, а через ряд НГО даже афишировали итоги «расследований», кто в каких телекомпаниях числится и является руководителем и «бенефициаром». Среди последних отмечен ряд перемен и в Одесском регионе.
Создание по плану продюсера А. Семенова и запуск ко Дню города нового телеканала (Odesa.live) спонсирует крупнейший девелопер Киева А. Столар. Телеканалы «Южная волна» и «Ольвия» взяты под спонсорский контроль В. Баранского. Группой А. Гончаренко - М. Шмушкович владение каналом «ДУМСКАЯ.TV» дополнено взятием под контроль вещающего на севере области канала «БІК». Телекомпанией «Град» заинтересовался О. Елисеев, основной совладелец ТеNet. Не получившую доступ в «мультиплекс» и потому обесценивающуюся ТРК «Круг» безуспешно пытается кому-то сбыть Э. Гурвиц.
Зато прочно удерживают позиции в эфире пулы телеканалов «А1», «GTV», GNews и «Первый городской» (под спонсорским контролем В. Галантерника), «Академия» и «Здоровье» (под контролем Д. Голубова), канал «Репортер» (имеет отношение к С. Кивалову), «MEDIAІНФОРМ» (спонсирует И. Учитель), канал «7» (под контролем А. Кивана).
Партийные интересы некоторых из владельцев региональных телеканалов, вероятно, проявятся в грядущей выборной кампании. Но истинные профессионалы телебизнеса не «закрывают» доступ туда инопартийным кандидатам. Хотя новые законы не мешают такому запретительству, оно неразумно: умелые политтехнологи из таких случаев извлекают выгоду скандальными «разоблачениями», удачно дополняя рекламную кампанию «недопущенных». А в условиях конкурентного одесского телерынка легко найти замену каналу, где кому-то откажут в предвыборной рекламе.
Поэтому в Одессе осенний телесезон в этом году чреват «девятым валом» политической риторики. Насколько при этом агитирующим по-честному? Удастся ли потеснить «гречкосеев»? Мы скоро это увидим. Разница будет заметна в тех или иных местностях, и это будет зависеть не только от технических возможностей телевидения, но и от убедительности заявленных доводов и контраргументов самих кандидатов и содержательности, предложенных «предвыборных программ». Ведь телемагия помогает политикам лишь эффектно «раскрывать карты», но не подтасовывать их.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.